Термостат шнива на ниву 21213

Установка термостата от Шнива на Нива 2121, Ваз 2131, Лада 4х4

Покупаем:

Термостат ЛУЗАР – 340 руб.
Комплект патрубков ЛУЗАР ВАЗ 21213 – 300 руб.
Хомуты в ассортименте 200 руб. (несколько осталось)
Шланг Ø16мм – 90 руб. метр (взял метр)
Герметик – 40 руб.
Тосол примерно 0,5 литра – был.

Приступаем к установке:

Сливаем тосол, демонтируем термостат вместе с патрубками. Прикидываем место расположения нового термостата, я решил поставить его выше и в горизонтальном положении, как это сделано на Шниве.
Патрубки режем по месту. Вобщем-то, ничего сложного, кроме пары моментов:
Выход с печки в блок заглушил шпилькой колеса от ГАЗели, от выходного патрубка печки протягул шланг до термостата ваз 2131 (в разрезе стоит эл. помпа), на сосок подогрева карбюратора (на термостате нива 2121) надел подходящий шланг и заглушил болтиком. Заливаем тосол, выгоняем пробки. ВСЕ!

Время установки – 4 часа с матами и перекурами, без особых напрягов.
По ощущениям – завожу машину, включаю печку – из печки дует тепленький воздух когда стрелка трогается на отметке “50”, по мере прогрева тепло нарастает. В итоге на холостом ходу машина прогрелась до 80 градусов за минут 7! При температуре на улице -13°С, при движении двигатель прогрелся до 90°С и стрелка замерла. Воздух из печки пошел горячий, и тут вступил “Рояль в кустах”, точнее эл.помпа от ГАЗели! И все это дело продувается моторчиком отопителя от ВАЗ-2108! Представили, какой Ташкент? А я почувствовал

ИТОГ:

C включенной печкой машина прогрелась до рабочей температуры, как с родным БЕЗ включения печки! Рабочая температура двигателя достигла РЕАЛЬНЫХ 90°С. Ввиду своей простоты, дешевизны и ПОЛЕЗНОСТИ, советую озаботиться данной переделкой.
В связи с переносом термостата выше, для его замены достаточно слить тосол из патрубка “печка-термос”, открутить 4 хомута и повторить сборку в обратной последовательности. Я доволен, аки слон!
Плюс ко всему, мне кажется, что заглушенный “сосок” на подогрев карбюратора ваз 2121 можно использовать для стравливания воздуха из системы, так он находится на уровне с впускным коллектором.

Для установки повыше пришлось поменять вход и выход малого круга

Средний патрубок сделан из верхнего патрубка радиатора ВАЗ-21213

Вот так глушим выход в блок

Вот так это выглядит на общем плане!

Вход в помпу заглушаем пластиной как на Шниве! Такая заглушка режется болгаркой из куска металла за 5 минут!

Источник: vazclub.com

Термостат от Шевроле-Нивы

Лада 4×4 2121 Нива 1983

  • Доброго всем времени суток. Речь в этом дополнении пойдёт о Шнива термостате. Кстати шутка запомнилась из одного автожурнала «Нива-Шевроле- очень хорошая Нива, очень плохой Шевроле»))). Началось снова всё с форума, читал соответствующие темы по установке Шнива термостата и решено БЫТЬ термостату от Шнивы под капотом моей Нивки))). Поехал по автомагазинам за всем необходимым, а именно:

    1) Термостат 2123,

    2) Нижний патрубок радиатора от инжекторной ВАЗ 2110,

    3) Шланг Диаметром на 18 длиной 1м,

    4) Шланг диаметром на 10 длиной 1 м,

    6) Антифриз 1 литр.

    Ценники на термостаты от Шнивы начинаются от 275 р Лузар, 310р Крафт, 350 Прамо. Читая форум, многие хорошо отзывались о Лузаровских термостатах (не продуваются ртом при комнатной температуре, это одна из проверок)))), и были противоположного мнения о Прамо. Еще хорошо отзывались о термостате Метал инкар (Польша) вот его то я нашёл и купил за 356 р. Купил шланги, хомуты и вечерком в гараж инсталлировать. Термостат от Шнивы имеет 5 отводов в отличии от термостата ВАЗ 2101 (именно такой стоял на Нивке), который имеет 3. Ну с тремя отводами всё ясно, а к остальным подключается обратка печки (диаметр отвода 20 мм) и обратка подогрева впускного коллектора (диаметротвода 10 мм). Для этого нам и нужны шланги. Главный плюс Шнива термостата это то, что обратка печки «поливает» термоэлемент, тем самым мешает ему открыться на большой круг.

    Термостат который стоял, на трассе вёл себя нормально, при условии что основной радиатор закрыт на 2/3 нанокартонкой. А после поездки по трассе, работая на малых оборотах , при включенной печке температура падала до 70 градусов. Меня это не устраивало. Да и ещё один плюс, стандартная трубка обратки печки, которая идёт за выпускным коллектором демонтирована. А на помпу установлена заглушка. Я уже менял на соединении трубка – помпа прокладку, садил на герметик, а там всё равно были капли антифриза, в общем ещё одним слабым местом в системе охлаждения меньше ))).

    Термостат перед монтажом проверил, «сварил» и проверил температуру начала открытия. Как в аптеке, 80 градусов начало открытия. Вчера вечером приехав в гараж, дав двигателю немного остыть, принялся ставить новый термостат со всем «навесным». Сам термостат пришлось поднять вверх, дроссельную шайбу тоже установил, все соединения на хомуты нормавские.

    Ну а теперь о результатах. Прогрев, в сравнении со стоковым примерно такой же по времени, ну может чуть быстрее. Сегодня утром (-10 градусов за бортом) была проверка 70 км по трассе. Нанокартонку перед поездкой убрал, температура стабильно 90-91 градус. Печка при езде по трассе греет так же, как и со стоковым, при стоянке температура не падает. Затрачено денежных средств 850 рублей. Снятый с Нивки термостат сегодня тоже «сварил», вроде ничего. Положу в гараже, пусть будет про запас))). Всем удачи…

    Читайте также:  Передние стойки лада гранта какие ставить

    Источник: www.drom.ru

    Держать температуру!

    ДЕРЖАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ!

    Термостат — прибор простой. Но очень важный. Ошибки при его замене недопустимы.

    Термостат в двигателе служит для поддержания в системе охлаждения должной температуры. Но этим его функции не исчерпываются: от простого прибора зависят и мощность, и расход топлива, и вредность выхлопа, и эффективность работы отопителя. А еще — долговечность, срок службы двигателя.

    На всех вазовских машинах термостат вынесен из головки блока двигателя и представляет собой самостоятельный элемент. Сегодня мы знаем следующие его модели:

    2101 — такими комплектуется вся вазовская «классика», начиная с первенца VAZ 2101. Клапан начинает открываться при температуре 80±2°, а полностью открыт при 95±2°. Отличительный признак «первого» термостата — патрубки развернуты относительно друг друга на угол чуть больше 90 градусов (фото 1 слева).

    2121 — для «Нивы». По начинке практически «ноль первый» термостат. Только в силу компоновочных особенностей его патрубки расположены на корпусе под углом почти 180 градусов. Кстати, на модернизированной «Ниве» VAZ 21213 стоит термостат 2101.

    2108 — следующее поколение термостатов (фото 1 в центре) — предназначено для двигателей «Самары». У последних более совершенная форма камеры сгорания и более высокая степень сжатия, их температурный режим выше по сравнению с классикой на 7°. Это улучшает мощностные и экономические характеристики машины. «Восьмерочный» термостат начинает открываться при 87°, а полностью открыт бывает при 102°. Правда, сегодня на рынке встречаются «восьмые» термостаты с температурой начала открывания клапана 85°. Объяснить это просто: качество термостатов нынче не на высоте, клапан часто открывается с запаздыванием, создавая риск перегрева двигателя. Вот и скинули два градуса. «про запас».

    Патрубки термостата 2108 расположены почти как на «ноль первом», но будто зеркально по отношению к нему. Кроме того, ближе к донышку у «восьмого» есть дополнительный тоненький патрубок — для соединения с расширительным бачком (см. фото 1 в центре). Это путь для выхода из системы охлаждения пузырьков воздуха, если он почему-либо туда попадет.

    2110 — конструктивно повторяет «восьмерочный», у него почти те же характеристики (циркуляция по «большому кругу» начнется при 87 или 85°). Внешне же он еще более схож (но тоже зеркально, не путать!) с «ноль первым», так как не имеет дополнительного тонкого патрубка (фото 1, справа).

    На VAZ 2110 «дорогу» для воздуха проложили из тройника, соседствующего с термостатом. Последний предназначен для машин с карбюраторными двигателями (VAZ 2110 и 21111). При необходимости на них можно поставить и «восьмерочный» термостат, надо только основательно заглушить его воздушный патрубок.

    Бывает, что производители этих изделий самовольно упрощают конструкцию, поэтому при покупке термостата загляните в него. В верхней части корпуса должна быть вертикальная полоска металла или пластмассы, напоминающая шторку, которая охватывает дополнительный клапан в секторе примерно 270° (фото 2). Без этой шторки жидкость хуже перемешивается, меньше и медленнее нагревает термосиловой элемент — и термостат при повышенной температуре переключается на «большой круг» с опозданием.

    2112 — термостат следующего поколения — для впрысковых двигателей (фото 3). Отличается от предыдущих тем, что, кроме основной функции, еще и повышает эффективность отопителя. С этой целью у него повысили сопротивление «малого круга», вынудив тем самым охлаждающую жидкость интенсивнее протекать через радиатор отопителя. Этот термостат во входном патрубке имеет дроссельное отверстие. Переход с «малого» на «большой круг» начинается при температуре 85°. Кстати, температурный порог начала срабатывания любого термостата выдавлен на донышке (фото 4).

    Перейдем теперь к датчику (фото 5) включения электровентилятора системы охлаждения. Сегодня выпускаются два поколения датчиков — двухамперные и двадцатиамперные. Причем каждое, в свою очередь, подразделяется на две категории — для классики и для переднеприводных моделей.

    К первому поколению относятся датчики-ветераны ТМ-108. Поскольку они не могли непосредственно коммутировать большой ток, эту роль отводили специальному силовому реле, срабатывавшему по команде от датчика. Для классики этот датчик имел индекс 2103–3808800. Вспомним: «трешка» была первой машиной ВАЗа без постоянно вращающейся механической крыльчатки. Температура включения вентилятора — 92°, выключения — 87°.

    Как уже отмечалось, у двигателя «Самары» более жесткий температурный режим. Поэтому здесь электровентилятор включается при большей температуре, чем у классики. Контакты датчика (2108–3828010) замыкаются при 99°, размыкаются — при 94°.

    Датчики нового поколения не нуждаются в помощи силового реле — они в состоянии сами коммутировать ток до 20 А. Температуры их срабатывания остались прежними, а индексы — 661.3710 (для классики, каталожный номер 2110-3828010-10) и 66.3710 (для «самар» и «десяток» с двигателями 21083, номер 2110–3828010). При этом на всех моделях «десяток», «самар» и «жигулей» предусмотрено применение и нового блока предохранителей — европейского типа.

    Различить их можно по цифрам, выбитым на гранях шестигранника под ключ. На датчиках нового поколения выбиты первые цифры маркировки: «661» (для классики) или «66» (для «самар» и «десяток»), на старых — ТМ-108. В любом варианте на соседней плоскости обязательно указывается температура срабатывания.

    Новые датчики можно безболезненно ставить вместо старых. Наоборот — ни в коем случае! Контакты «сто восьмых» просто сгорят, не выдержав большого тока. В гипотетической ситуации — датчик отказал, а под рукой есть только ТМ-108 — придется изменить схему включения электровентилятора, введя в нее силовое реле.

    Что касается впрысковых двигателей (VAZ 2111 и VAZ 2112), то у них электровентилятор системы охлаждения управляется контроллером («мозгами впрыска»). Последний измеряет температуру охлаждающей жидкости одним из своих специальных датчиков. Поэтому в радиаторах систем охлаждения этих машин датчик включения электровентилятора отсутствует.

    Читайте также:  Камаз с длинным кузовом

    P. S. Когда верстался номер, нам сообщили, что в конструкцию термостата 2112 вводятся изменения. Во входном патрубке теперь будет не одно дроссельное отверстие в центре, а четыре, расположенные крестом, ближе к стенкам. В этом случае при открытом клапане жидкость омывает термосиловой элемент более надежно.

    Термостаты вазовских автомобилей: 2101 — слева, 2108 — в центре, 2110 — справа.

    В зоне байпасного (дополнительного) клапана видна пластмассовая шторка.

    Термостат 2112. Так выглядит дроссельное отверстие «малого круга».

    На донышке термостата указана температура начала срабатывания.

    Датчик включения электровентилятора системы охлаждения.

    Источник: www.zr.ru

    Каким производителям термостатов для Шевроле Нивы стоит доверять и как заменить своими руками?

    Термостат – прибор в системе охлаждения двигателя, автоматически регулирующий температуру охлаждающей жидкости.

    Устройство поддерживает оптимальный тепловой режим работы двигателя, с его помощью мотор быстрее прогревается.

    Конструктивно он является клапаном, внутри которого имеется термочувствительный элемент, перекрывающий поток воды, тосола, антифриза через радиатор до полного разогрева мотора.

    Место установки: в Шевроле Нива расположен по левому переднему краю двигателя, соединяя нижний патрубок печки, патрубки от радиатора, мотора и дроссельной заслонки.

    Производители и типы

    Типоразмеры термостатов, которые по своей конструкции подходят для установки в составе двигателя автомобиля Шевроле Нива, производит целый ряд мировых компаний. Ниже в таблице представлен перечень изделий.

    Модель Заводской номер изделия Температура открытия
    Томсон 21230-1306010-05-0 80°
    Zommer 2123-1306010 80°
    Metal Inkar 2123-1306010-01 80°
    Прамо 2123-1306010-02 80°
    WEEL 182-0114 80°
    Luzar LT0123 80°
    Herzog HL36010 80°
    Vkt VT29003 80°
    Fenox TS009E7 80°
    Finord 21231306010 80°
    Пекар 21231306010 80°
    Finwhale FinwhaleT123 80°
    Gallant GLTH14 80°
    Hofer HF 445 730 80°

    Среди автовладельцев сложилось мнение, что наиболее качественными, надежными и долговечными термостатами являются изделия, производимые российскими заводами. Таких предприятий в настоящее время три:

    1. Город Ставрово Владимирской области, завод АТО;
    2. Город Ржев Тверской области, завод ПРАМО;
    3. Город Владимир, ООО «Томсон».

    Среди зарубежных моделей хорошие отзывы автовладельцев о модели Metal Inkar польского производителя.

    Эти изделия прекрасно работают в системе охлаждения Нивы Шевроле, двигатель прогревается быстро, нареканий нет.

    Единственный минус – корпус изготавливается в двух вариантах – пластиковый и латунный. Второй вариант не очень жалуют водители, хотя он также хорошо работает в цепи.

    Термостаты Zommer, Luzar, WEEL следует выбирать только от подтвержденных производителей. На рынке и в интернете очень много подделок. Реализаторы стремятся продать свою сомнительную продукцию под видом оригинального новичкам в автомобильном деле. Чтобы не обжечься, при покупке необходимо требовать от продавцов лицензии, сертификаты и подтверждающие документы.

    Артикулы и цены

    Для того чтобы вам было проще определиться какой лучше поставить на ваш автомобиль, ниже в таблице представлены артикулы и цены на рассмотренные ранее модели.

    Модель Артикул Цена, руб
    Томсон ТА2123-1306010 390
    Zommer 2123-1306010-06 420
    Metal Inkar (полиамид) 10.0300.01 515
    Прамо 2123-1306010-02 600
    WEEL 181-0034 630
    Luzar LT0123 605
    Herzog HL36010 520
    Vkt VT29003 480
    Fenox TS009E7 490
    Finord 21231306010 510
    Пекар 21231306010 450
    Finwhale FinwhaleT123 520
    Gallant GLTH14 500
    Hofer HF 445 730 550

    Отзывы владельцев Шеви Нивы

    Алексей Бондаренко, Казань

    Вот уже год, как я езжу с термостатом WEEN артикул 181-0034. Устройство включается при температуре 87°С. Первый мой термостат был тоже марки WEEL. С ним я проездил меньше года. Он перестал держать температуру. Нынешний прибор у меня уже один год и лето. Проблем не было ни разу. Температура всегда держится в пределах 85-92 градуса.

    Максим Калашник, Псков

    Эксплуатирую ВАЗ Шевроле Нива более 10 лет с термостатом Томсон. На термостат не жалуюсь. Его особенность – термические вставки работают примерно 2 года в обычном режиме. Потом начинают занижать свой показатель. Стандартная температура для них 81°С. Летом они работают нормально, то есть 87°С, а зимой немножко чувствуется прохлада при температуре 81°С.

    Сергей Полторак, Бологое

    На предыдущую Шниву ставил Финнорд, отработал на все 100%, в прошлом году на новом Шевике стал замерзать, но Финнорда не нашел, поставил Лузар – не холодно но и не так жарко…

    Причины выхода из строя

    Существует две основные поломки термостата:

    1. Автомобиль не прогревается нормально и быстро;
    2. Двигатель быстро перегревается.

    Неисправность можно определить по характерному признаку — стрелка прибора, показывающего температуру двигателя, резко падает вниз во время разгона машины и прыгает вверх, если машина сбавляет скорость движения.

    Внутри термостата установлен чувствительный клапан. Он может забиться грязью, маслом, инородными телами. Тогда его заклинивает в открытом либо закрытом состоянии.

    Замена термовыключателя

    Замена термостата осуществляется при нарушении теплового режима двигателя. Обычно это происходит после 60 тысяч км пробега. Процесс замены не сложный. Полностью сливать тосол либо антифриз из системы не обязательно.

    Важно! При отсоединении патрубков выливается некоторое количество охлаждающей жидкости, поэтому необходимо предварительно купить для доливки.

    Необходимые материалы и инструменты:

    • отвертка;
    • новые хомуты;
    • герметик;
    • ОЖ для доливки.

    1.Ослабить винты на пяти хомутах, с помощью отвертки, стягивающих патрубки.

    2.Сдернуть резиновые патрубки с корпуса термостата.

    3.Снять старый термостат.

    4.Новый прибор установить в обратной последовательности. Перед установкой места соединения смазать герметиком. Новые винты хомутов надежно затянуть отверткой.

    Примечание! Все термостаты, конструктивно использующиеся для Нивы Шевроле, унифицированы и подходят на ВАЗовскую классику.

    Видео

    Видео-инструкция о проверке термостата и правильности выбора:

    Читайте также:  Стабилизатор поперечной устойчивости газель задний

    Источник: nivaexpert.ru

    Термостат ВАЗ 2121, 21213, 21214, NIVA URBAN, OEM 2121-1306010

    Бренд HQ-mech
    Кат N HQ-2121-1306010
    OEM N 2121-1306010
    Применяемость ВАЗ 2121
    Артикул 2006904758519
    Наименование Термостат ВАЗ 2121
    Ед. измерения шт
    Количество в упаковке 1
    Кратность отгрузки 50
    Цена с НДС 285
    Группа Автозапчасти
    Длина, мм 120
    Ширина, мм 90
    Высота, мм 107
    Масса единицы 0.34
    Сертификат RU C-CN.AD75.B.01105

    Показать все характеристики

    На сегодняшний день на рынке автозапчастей России и СНГ предлагается достаточное количество термостатов и термоэлементов различных производителей — начиная от “именитых” поставщиков на конвейеры автогигантов, до неизвестных торговых марок и, к сожалению, явного контрафакта низкого качества. При этом богатом выборе автозапчастей разница в цене может быть составлять десятки и сотни рублей.
    Как купить хороший «Термостат ВАЗ 2121, 21213, 21214, NIVA URBAN, OEM 2121-1306010» и не нарваться на подделку? Как выбрать действительно качественную запчасть для автомобиля, которая будет служить надежно и долго? Как не переплатить и получить деталь с оптимальным соотношением «цена-качество»?
    Все просто! Купите термостат или термостатический элемент торговой марки «HQ-mech» в ООО «Вистасервис».
    Почему именно у нас?

    • Опыт производства автозапчастей и продаж более 10 лет
    • Работа только с проверенными заводами и использование только качественных материалов и сырья (мы размещаем заказы на производство термостатов на заводах, ориентированных на европейский рынок автозапчастей и производителей известных европейских брендов)
    • Использование современного высокотехнологичного оборудования при производстве и обязательный контроль качества на производстве
    • Продуманная и отлаженная логистика (мы не переплачиваем за хранение грузов в порту или на складах временного хранения)
    • Отсутствие раздутых бюджетов на рекламу и черезмерно большого штата сотрудников
    • И САМОЕ ГЛАВНОЕ: мы размещаем заказы, импортируем в Россию и продаем автомобильные запчасти без посредников.

    Запасные части к автомобилям под брендом «HQ-mech» хорошо зарекомендовали себя в суровом климате севера России, в жарком климате южных районов страны, Африки и Латинской Америки, а также в средней полосе европейской части.
    ООО «Вистасервис» заинтересовано в долгосрочном партнерстве со станциями технического обслуживания, розничными магазинами, оптовыми организациями и торговыми сетями в сфере поставок автомобильных запчастей. Предлагаем купить термостаты, приводы колес левые и правые, подшипники ступицы, ШРУСы к автомобилям LADA и ГАЗ, Daewoo и CHEVROLET, и еще более 100 наименований недорогих, но качественных автозапчастей оптом, мелким оптом и в розницу в Москве и Тольятии. Осуществляем доставку по России. Вся продукция имеет сертификаты соответствия ТР ТС. Мы работаем по безналичному расчету с НДС, а для физических лиц – розничный интернет-магазин.

    Применяемость термостата OEM № 2121-1306010

    Марка Модель Двигатель Год
    Lada (ВАЗ)
    21213 1.7 1993 – 2002
    21214 1.7i 2002 – н.в.
    21214 Urban (14-) 1.7i 2014 – н.в.
    4*4 (Niva) 1.7i 2002 – н.в..
    4*4 (Niva) 1.8 1994 – н.в.

    Приглашаем к сотрудничеству на постоянной основе оптовые организации, СТО и магазины. Предоставляем полный пакет сопроводительных документов и гарантию от производителя. Работаем с НДС, наличие всех автозапчастей на складе, доставка по России и СНГ. Опыт производства автозапчастей – более 10 лет.

    Источник: vistaservis.ru

    Нива – Клуб / Niva – Club

    Интернациональный Нива Клуб / International NIVA Club

    Форумы

    • Темы без ответов
    • Активные темы
    Фотогалерея НИВА-ШОП Файлы Видео
    • Список форумовАвто – ТехникаТехнический раздел Лада 4х4 НиваДвигатель – общие вопросы
    • Поиск
    • Ссылки
      • Темы без ответов
      • Активные темы
      • Поиск
      • Интернет-магазин “НИВА ШОП”

      Система охлаждения. Радиатор. Термостат.

      • Перейти на страницу:

      Система охлаждения. Радиатор. Термостат.

      Сообщение serj44 » 02 ноя 2010, 12:16

      Re: Система охлаждения

      Сообщение Captain » 02 ноя 2010, 13:52

      Re: Система охлаждения

      Сообщение ALK » 02 ноя 2010, 13:58

      Кто знает что творится за забором зоопарка? ©

      Re: Система охлаждения

      Сообщение Nivavod » 11 дек 2010, 22:35

      Re: Система охлаждения

      Сообщение Therion » 11 дек 2010, 22:42

      Re: Система охлаждения

      Сообщение Portada » 11 дек 2010, 22:49

      Re: Система охлаждения

      Сообщение Nivavod » 11 дек 2010, 22:52

      Re: Система охлаждения

      Сообщение Therion » 11 дек 2010, 22:57

      Re: Система охлаждения

      Сообщение Portada » 11 дек 2010, 22:59

      Re: Система охлаждения

      Сообщение Portada » 11 дек 2010, 23:00

      Re: Система охлаждения

      Сообщение Nivavod » 11 дек 2010, 23:06

      Re: Система охлаждения

      Сообщение Portada » 11 дек 2010, 23:15

      Re: Система охлаждения

      Сообщение Nivavod » 11 дек 2010, 23:30

      Re: Система охлаждения

      Сообщение Portada » 12 дек 2010, 00:51

      Re: Система охлаждения

      Сообщение MNV » 12 дек 2010, 01:25

      Спрайтом, но если только машина никогда не ездила долго на водопроводной воде.
      Если ездила, то существует реальная опасность, что большие куски отложений могут отвалиться и пойти путешествовать по системе, с возможной закупоркой малых каналов.
      Кстати и стиральным машинкам такая периодическая промывка очень даже на пользу.

      Вот что касается охлаждающих жидкостей в принципе, так я смутно припоминаю, из институтских лекций, что вроде нам говорили будто все они замешаны на базе многоатомного спирта этиленгликоль. А в инете, в рекламных проспектах некоторых охлаждаек, пишут, что они не токсичны ибо не на этиленгликоле. А на чём тогда? Почему не сообщают точно? Мне не понятно.

      Источник: www.niva-club.net