Щиток приборов москвич 2141

Moskvich 2141 Гагарин › Logbook › Глобальная переделка панели приборов Москвич 2141. Часть 1

В кратце опишу словами, что решено сделать. Вывести все приборы на одну плоскость, волгострелки, а так же полный пересвет панели светодиодами с использованием стабилизатора напряжения и регулировкой яркости подсветки. Ниже я поэтапно распишу, как протекал процесс, сопровождая это все фотографиями.

Для начала, имея макет, необходимо было убедиться, что все расчеты и замеры были верны. Для этого распечатал чертеж на плотной бумаге формата А3 и вырезал, затем вставил в панель и — о ура — все подошло как надо.

После этого можно и отдавать макет в производство. На следующий день поехал забирать готовую площадку, кольца тахометра и спидометра, а также кантики всех приборов. Вырезали их на лазерном станке из органики, толщиной 2мм прозрачные детали, 3мм белые.

В другой организации забрал нарезанные с помощью плоттерной резки цветные вставки в будущую панель.
Цветовое решение — черный фон, темносерые шкалы с белыми цифрами, цветовое разделение в дополнительных приборах. Придя домой, занялся выборкой резки, а так же наклеил белую пленку на прозрачную основу (обусловлено отсутствием молочной органики нужной толщины)

На следующий день, меня разбудило СМС от tj-DimON-02rus о том, что пора вставать, чтобы забрать волгострелки, за что ему большое спасибо. Начал потихоньку собирать резку в единое целое, наклеивать вырезаные части под низ основной наклейки. Наносим монтажную пленку на верхний слой, далее отклеиваем этот бутерброд, и переворачиваем клеевой стороной вверх, мокрыми пальцами смачиваем поверхность (как при тонировке), и наклеиваем цветные кусочки имитируя тем самым цветофильтр. Таким образом собираем все части и откладываем на сушку, чтобы вода высохла и можно было дальше работатью.

Тем временем переключаемся на оставшийся пластик. Идею взял у панели приборов Audi A1. У нас есть кольца для тахометра и спидометра, на которых будут нанесены насечки, внутренняя полость шкал серого цвета имеет цифровое обозначение. И всю эту композицию оформляет серебристый ободок. Под кольцом с насечками остается белая пленка основной плоскости, что обеспечивает свечение, а учитывая что сам пластик кольца прозрачный — будет дополнительный приятный свет кольцом в сторону цифр. Для того, чтобы ободок тахометра и спидометра выделялся от колец сделал его из двух ободков толщиной 2мм в итоге ободок стал высотой 4мм — этого более чем достаточно. Затем красим их краской из балона в несколько слоев. По хорошему стоило пройтись шпаклекгой и затереть все косячки после склейки, на белом их не было видно, а вот покрасив они вылезли, но не имея шпаклевки, оставил так.

Пока сохнут ободки, возращаемся к нашей пленке, начинаем собирать бутерброд. На белую пленку, наклееную на основу, наносим основной слой черной матовой пленки, на которую уже нанесли с внутренней стороны значки сигнальных лампочек (единственное слабое место во всех технологиях это мелкая резка — невозможно точно и мелко вырезать).

Затем постепенно, неспеша, имея большую выдержку и прямые руки наносим по очереди осталные элементы. Именно на этом этапе панель начинает прорисовываться, уже видно гораздо лучшую читаемость, относительно стандарта, от которого тут уже ничего не осталось.

Далее наклеиваем на кольца белую пленку, на нее шкалы и уже это все клеем на приборку, затем приклеиваем ободок.

Также поступаем с спидометром, и приклеиваем ободки на допприборы. И получаем вот такую замечательную панель:

На этом этапе заканчивается первая часть рассказа.
В дальнейшем расскажу все, что касается пересвета панели: регулятор подсветки, стабилизатор напряжения, светодиодная лента, подсветка волгострелок. На этом все, спасибо за внимание.

Источник: www.drive2.com

Томский Клуб Автомобилистов

Информационно — познавательный портал для автомобилистов

Какие льготы по ипотеке имеют военнослужащие по контракту www.molodostroy24.ru.

Установка приборной панели от ГАЗ-3110 на М2141

У 41-х, ранних годов выпуска, приборная панель не очень красивая и не очень современная в отличие от более поздних (Святогоров). У неё внешняя подсветка и тусклые шкалы. Поэтому многие задумывались о ее смене…

Один из неплохих вариантов комбинация приборов от Волги (ГАЗ-3110)
В продаже для существует множество вариантов комбинаций приборов для этих машин. Но нас интересуют только эти:
1) 38.3801 – базовая КП от ГАЗ-3110 – светятся шкалы, стрелки. На КП имеется огромное количество контрольных лампочек на все случаи жизни, а также стрелочные приборы – вольтметр, тахометр, спидометр, манометр (давление масла), температура охлаждающей жидкости, уровень топлива.
2) 382.3801 – то же, что и п.1, но тахометр может брать сигнал как от генератора (как у п.1) так и от катушки зажигания (как штатная приборка Москвича).
3) 385.3801010 – КП «нового образца». Устанавливалась, в частности, на Волги 3110 с крайслеровским двигателем. Тоже, огромное количество лампочек, стрелочных приборов заметно меньше – температура охлаждающей жидкости, тахометр, спидометр, уровень топлива. Зато, цифровой манометр и цифровой вольтметр, цифровые одометры (общий и суточный) – отображаются на двух маленьких жидкокристаллических индикаторах. Она существенно отличается от п.п. 1 и 2 наличием кучки микропроцессоров внутри. При этом, схема подключения совершенно аналогична «старым» приборкам (конечно, есть нюансы, но в целом – один в один) – за что респект и уважуха инженерам.

И так, что было сделано?
Переделали приборную панель: прорезали посадочное место под КП в крышке приборной панели. При этом срезаются штатные крепежные отверстия козырька. Его придется приклеить, но это скорее даже плюс чем минус – один скрип приборной панели исчезнет из салона навсегда. Срезать можно острым ножом либо ножовкой по металлу.

Сделали переходной жгут по схеме взятой с club.azlk.net. Переходной жгут позволяет свести переделки электрики практически к нулю. Кроме того, в дальнейшем можно будет проще подключить к сигнальным лампам дополнительные датчики.

Для жгута нужны два шестиконтактных разъема с широкими клеммами, и четыре двенадцатиконтактных разъема с узкими клеммами. В случае установки приборки на Святогор (нужен еще один четырех-контактный разъем X3)

Заменили резистор у датчика уровня топлива. Дело в том что у резисторов датчика Москвича и Волги разные сопротивления, и меняются они в зависимости от заполненности бака с точностью да наоборот.

Заменил трос привода спидометра на электронный датчик спидометра от ИЖ Ода.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Датчик встает на место тросика привода спидометра как родной. Делается это потому, что в волговской приборке спидометр электронный. Для датчика нужен трехконтактный разъем, такой же как для подключения датчика Холла на траблере. Точность установленного спидометра, на всякий случай, проверили по прибору GPS. Показания в норме!

Закрепили крепежные уши на новой приборке. Использовали металлические уголки в качестве крепежа.

Заделали пустоты в верхних углах козырька приборной панели. Дело в том, что волговская приборка более округлая по верху, чем родная москвичевская. Поэтому при установке приборки и козырька в верхних углах остаются отверстия. Пластмассу использовали той же фактуры, что и козырек.

Для подключения датчика давления масла на УЗАМе на месте штатного датчика аварийного давления масла устанавливам тройник под масляный датчик давления, куда вкручиваются уже два датчика – датчик давления от двигателя ЗМЗ 406, и датчик аварийного давления. Внимание – резьба в блоке цилиндров и на тройнике разная. Нужен переходник!

В итоге непосредственно установка данной КП в приборную панель М2141 превратилась в два действия – втыкание разъемов на места, и прикручивание комбинации приборов на место.

Изначально остаётся незадействованным большое количество сигнальных ламп. Тут вопрос времени — нужно добавлять соответствующие датчики. Очень полезны датчики уровня омывающей жидкости (поплавок от ВАЗ 2110), уровня охлаждающей жидкости, датчик уровня масла и т.д…

Источник: autoclub.tomsk.ru

Проводка Москвич 2141: обсуждаем особенности

Данная публикация посвящается молодому поколению, которым от родни достался небезызвестный в прошлом Москвич-2141. Как правило, он же является и первым в жизни автомобилем, на нем постигаются все радости и огорчения от обладания изделием отечественного автопрома. «Сорок первый» в некотором роде легендарный автомобиль

Читайте также:  Чем отличается автомат от робота коробка передач

Но не будем о плохом – в любом случае, автомобиль достаточно вынослив, крепко скроен и складно едет по дороге. Однако, ряд эксплуатационных моментов приводит к тому, что его владельцу требуется оригинальная схема электропроводки Москвич 2141.

Чем знаменит «сорок первый»

И чтобы обелить «москвичонка», давайте вспомним, что в советскую эпоху о европейском разделении легковых автомобилей на классы в условиях тотального дефицита никто и не помышлял.

Дележка была по степени солидности, причем, цена этому способствовала в полной мере:

  1. Двадцать четвертая «Волга» полагалась чиновникам и партийным руководителям. К рядовым гражданам в гаражи она попадала редко;
  2. Поэтому, Жигули, Москвичи и Запорожцы разлетались из магазинов, словно горячие пирожки. Но и их не хватало!

Обратите внимание! Выбрать машину в желаемом цвете и комплектации было невозможно – брали по факту.

Руководство АЗЛК правильно предугадало, что самый массовый спрос сосредоточен в сегменте «семейного автомобиля».

А раз так, то создаваемая модель должна:

  1. Обладать высокой эргономикой водительского места;
  2. Иметь большой багажный отсек;
  3. Превосходить по совокупности потребительских характеристик все выпускаемые в стране модели.

Сборочный конвейер подолгу простаивал в ожидании силовых агрегатов

Именно такая модель и появилась на свет. Конструкция Москвича 2141 была очень перспективной, однако, положительные качества «41-го» имели ахиллесову пяту – отсутствие современного двигателя.

Справочно: Попытки запуска производства с двигателем УЗАМ-331.10 и ВАЗ-2106 и обрекли производственный конвейер на судорожный режим работы, что и стало причиной раннего заката модели Москвич 2141.

Электрооборудование

Итак, вот она, заводская цветная вкладка из технического руководства. На ней во всей красе изображена проводка Москвича. И с ее помощью можно:

  • Прозвонить ту или иную схему на предмет обрыва или короткого замыкания;
  • Определить предохранитель и реле конкретной системы;
  • Выяснить, какая колодка подключается к тому или иному прибору и т.п.

Схема 2141 в разрешении 1300 на 746

Особенности, скрываемые в подкапотном пространстве

Основные отличия в электросистеме автомобиля напрямую связаны с силовыми агрегатами, которые автопроизводитель устанавливал на всем протяжении выпуска модели Москвич 2141:

Марка двигателя

Система питания

71

80

86

83

60

114

Объем, см 3 . Мощность, л.с.
УЗАМ-331.10 Бензиновый
ВАЗ-2106-70 Бензиновый
УЗАМ-3317 Бензиновый
ВАЗ-21213 Бензиновый
Ford-XLD418 Дизельный
Renault-F3R Бензиновый

На видео ниже рассказывается об одном их первых агрегатов:

Обратите внимание! Попытки собственного производства силовых агрегатов не увенчались успехом. Поэтому, автопроизводитель постоянно экспериментировал с моторами сторонних компаний, стремясь найти «золотую середину» между мощностью и экономичностью.

Собственно говоря, сама конструкция и расположение жгута проводов в «сорок первых» Москвичах далеки от идеального. А инструкция по эксплуатации содержала совсем другие фотографии. Причины такого пренебрежительного отношения кроются в сложном финансовом положении автопроизводителя, который всеми силами пытался удержаться на отечественном рынке. Низкое качество проводов нередко приводило к замыканию клемм и разъемов

Например, подкапотная проводка Москвича постоянно доставляла хлопоты своим низким качеством.

В частности:

  • Контакты нередко отгнивали из-за окисления;
  • Экономия длины проводов приводила к обрыву при сильных вибрациях;
  • Изоляция приходила в негодность при уличном хранении гораздо быстрее и т.п.

Хаотичность проводки при наличии достаточного места – «фамильная черта» АЗЛК

Электрические компоненты кузова

На представленном ниже фото жгуты проводов даже для последней модификации «Святогор» по-прежнему были далеки от идеала. Однако, установка новой проводки давала владельцу уверенность и существенно снижала опасность отказов. Старая добрая изолента вместо гофры

Но вернемся к кузову, ведь схема проводки Москвич 2141 внутри автомобиля включала в себя:

  • Панель приборов;
  • Органы управления;
  • Приборы комфорта.

Вид на проводку со снятой панелью приборов

Обратите внимание! Поскольку автопроизводитель экономил на всем, и об этом знали покупатели, то они своими руками перебирали добрую половину узлов и агрегатов, доводя ее до рабочего состояния.

В заключение

Если в ваших руках старенький «41-й», то при бережном обращении и уходе он послужит вам еще не один год. И кто знает, может через 20лет за Москвича будут платить большие деньги. А раз так, то попытайтесь сохранить его.

Источник: sam-avtoelektrik.ru

СХЕМА МОСКВИЧ 2141

СХЕМА МОСКВИЧ 2141

Конструкция силового каркаса основана на французской модели SIMCA. Переднеприводная компоновка с продольным расположением двигателя и дифференциалом между двигателем и коробкой передач была скопирована с немецкой Audi 100. Выбор такой компоновки связан с необходимостью использования двигателей от заднеприводных автомобилей предыдущего поколения и более широким выбором возможных силовых агрегатов. На переднеприводный МОСКВИЧ 2141 , устанавливались карбюраторные двигатели объёмом от 1500 до 2000 см3. Коробка передач 5-ти ступенчатая механическая, хотя на первые модели устанавливалась и 4-х ступенчатая. Для семейства автомобилей МОСКВИЧ 2141 характерны вместительные салон и багажное отделение, хорошее отопление салона, легкое рулевое управление, улучшенная управляемость и проходимость по плохим дорогам.

Схема электрооборудования МОСКВИЧ 2141 :

1 – боковой повторитель указателя поворота МОСКВИЧ 2141;
2 – передний указатель поворота;
3 – головная фара;
4 – противотуманная фара;
5 – звуковой сигнал;
6 – лампа ближнего и дальнего света фары;
7 – лампа габаритного света головной фары;
8 – штепсельная розетка;
9 – датчик контрольной лампы аварийного давления масла;
10 – генератор МОСКВИЧ 2141 ;
11 – свечи зажигания;
12 – распределитель зажигания;
13 – датчик указания температуры охлаждающей жидкости;
14 – датчик включения электровентилятора;
15 – электровентилятор;
16 – дверной выключатель плафонов;
17 – электродвигатель омывания ветрового стекла;
18 – выключатель контрольной лампы гидропривода тормозов;
19 – катушка зажигания;
20 – выключатель света заднего хода;
21 – стартер;
22 – электромагнитный клапан;
23 – аккумуляторная батарея;
24 – выключатель подкапотной лампы;
25 – подкапотная лампа МОСКВИЧ 2141;
26 – микровыключатель;
27 – блок управления ЭПХХ;
28 – стеклоочиститель;
29 – блок предохранителей и реле;
30 – предохранитель;
31 – реле включения противотуманных фар;
32 – реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации;
33 – реле включения звукового сигнала;
34 – реле стеклоочистителя;
35 – реле включения электровентилятора;
36 – реле включения обогрева окна двери задка;
37 – реле включения ближнего света фар;
38 – реле включения дальнего света фар;
39 – электродвигатель отопителя;
40 – резистор электродвигателя отопителя;
41 – прикуриватель;
42 – плафон освещения вещевого ящика;
43 – микровыключатель;
44 – переключатель отопителя;
45 – переключатель стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла;
46 – подрулевой переключатель;
47 – переключатель указателей лампа;
48 – лампа световода рычагов управления отопителем;
49 – замедлитель;
50 – комбинация приборов;
51 – указатель уровня топлива;
52 – контрольная лампа резерва топлива;
53 – выключатель аварийной сигнализации;
54 – выключатель обогрева окна двери задка МОСКВИЧ 2141;
55 – сигнальная лампа включения указателей поворота;
56 – сигнальная лампа включения габаритного света;
57 – сигнальная лампа включения дальнего света фар;
58 – сигнальная лампа закрытия воздушной заслонки карбюратора;

59 – контрольная лампа сигнального устройства гидропривода тормозов и включения стояночного тормоза;
60 – контрольная лампа аварийного давления масла;
61 – выключатель противотуманного света задних фонарей;
62 – выключатель света фар;
63 – выключатель наружного освещения;
64 – вольтметр;
65 – выключатель противотуманных фар;
66 – выключатель зажигания;
67 – выключатель сигнала торможения;
68 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
69 – датчик указателя уровня топлива;
70 – плафон освещения багажника;
71 – указатель температуры охлаждающей жидкости МОСКВИЧ 2141;
72 – плафон освещения салона;
73 – тахометр;
74 – лампа освещения приборов;
75 – кнопка сброса счетчика суточного пробега;
76 – выключатель сигнальной лампы закрытия заслонки карбюратора;
77 – спидометр МОСКВИЧ 2141 ;
78 – эконометр;
79 – токообогреваемое стекло;
80 – выключатель звукового сигнала;
81 – лампа указателя поворота заднего фонаря;
82 – лампа габаритного света заднего фонаря;
83 – лампа сигнала торможения;
84 – лампа света заднего хода;
85 – лампа противотуманного света заднего фонаря;
86 – задний фонарь;
87 – фонари освещения номерного знака МОСКВИЧ 2141.

Источник: elwo.ru

Схема автомобиля — Москвич 2141

Схемы электрооборудования нашей отечественной АЗЛК 2141 1986-2000 г.в. Модификации «сорок первого», отправлявшиеся на экспорт, носят название Aleko (от названия завода АЗЛК). В большинстве случаев они оборудовались двигателями от «ВАЗ-2106» объемом 1,6 л и мощностью 75 л.с. Намного реже попадаются машины с дизелями Ford KHD, которые хотя и надежнее «родных», намного дороже и сложнее в обслуживании. С апреля 1992 года на двигатели АЗЛК вместо карбюраторов типа «Солекс» ДААЗ-2141-10 начали устанавливать карбюраторы с предыдущей модели типа «Озон» ДААЗ-2140-50, а в декабре 1993 года все «Москвичи» начали комплектовать бесконтактной системой зажигания. Самые мощные моторы уфимского производства появились в июле 1994 года — это наиболее распространенный двигатель УЗАМ 3317 объемом 1,7 л и мощностью 85 л.с. и УЗАМ 3318 объемом 1,8 л (80 л.с.), которым комплектуют автомобили-такси.

Общее описание схем

1 – боковой повторитель указателя поворота;
2 – передний указатель поворота;
3 – головная фара;
4 – противотуманная фара;
5 – звуковой сигнал;
6 – лампа ближнего и дальнего света фары;
7 – лампа габаритного света головной фары;
8 – штепсельная розетка;
9 – датчик контрольной лампы аварийного давления масла;
10 – генератор;
11 – свечи зажигания;
12 – распределитель зажигания;
13 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
14 – датчик включения электровентилятора;
15 – электровентилятор;
16 – дверной выключатель плафонов;
17 – электродвигатель омывателя ветрового окна;
18 – выключатель контрольной лампы гидропривода тормозов;
19 – выключатель света заднего хода;
20 – дополнительное сопротивление;
21 – катушка зажигания;
22 – стартер;
23 – электромагнитный клапан;
24 – аккумуляторная батарея;
25 – выключатель подкапотной лампы;
26 – подкапотная лампа;
27 – микропереключатель;
28 – блок управления ЭПХХ;
29 – стеклоочиститель;
30 – блок предохранителей и реле;
31 – предохранитель;
32 – реле включения противотуманных фар;
33 – реле-прерыватель указателей
поворота и аварийной сигнализации;
34 – реле включения звукового сигнала;
35 – реле стеклоочистителя;
36 – реле включения электровентилятора;
37 – реле включения обогрева окна двери задка;
38 – реле включения ближнего света фар;
39 – реле включения дальнего света фар;
40 – электродвигатель отопителя;
41 – резистор электродвигателя отопителя;
42 – прикуриватель;
43 – плафон освещения вещевого ящика;
44 – микровыключатель;
45 – переключатель отопителя;
46 – переключатель стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла;
47 – подрулевой переключатель;
48 – переключатель указателей поворота и света фар; 49 — лампа световода рычагов управления отопителем;
50 – замедлитель;
51 – комбинация приборов;
52 – указатель уровня топлива;
53 – контрольная лампа резерва топлива;
54 – выключатель аварийной сигнализации;
55 – выключатель обогрева окна двери задка;
56 – сигнальная лампа включения указателей поворота;
57 – сигнальная лампа включения габаритного света;
58 – сигнальная лампа включения дальнего света фар;
59 – сигнальная лампа закрытия воздушной заслонки карбюратора;
60 — контрольная лампа сигнального устройства гидропривода тормозов и включения стояночного тормоза;
61 – контрольная лампа аварийного давления масла;
62 – выключатель противотуманного света задних фонарей;
63 – выключатель света фар;
64 – выключатель наружного освещения;
65 – вольтметр;
66 – выключатель противотуманных фар;
67 – выключатель зажигания;
68 – выключатель сигнала торможения;
69 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
70 – датчик указателя уровня топлива;
71 – плафон освещения багажника;
72 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
73 – плафон освещения салона;
74 – тахометр;
75 – лампа освещения приборов;
76 – кнопка сброса счетчика суточного пробега;
77 — выключатель сигнальной лампы закрытия воздушной заслонки карбюратора;
78 – спидометр;
79 – эконометр;
80 – токообогреваемое стекло;
81 – выключатель звукового сигнала;
82 – лампа указателя поворота заднего фонаря;
83 – лампа габаритного света заднего фонаря;
84 – лампа сигнала торможения;
85 – лампа света заднего хода;
86 – лампа противотуманного света заднего фонаря;
87 – задний фонарь;
88 – фонари освещения номерного знака

Схема электрооборудования автомобиля Москвич 21412-01 и 214122

Москвич — схема модели 2141-01


Модель 214123

Схема модели 2335


Электросхема тормозного управления, автомобилей с кузовом «хэтчбек»


1 – правый передний тормоз;
2 – гибкий шланг больших цилиндров переднего тормоза;
3 – гибкий шланг малых цилиндров переднего тормоза;
4 – промежуточный кронштейн крепления гибких шлангов;
5 – кронштейн крепления гибких шлангов;
6 – главный цилиндр тормоза;
7 – вакуумный усилитель;
8 – педаль тормоза;
9 – выключатель сигнала торможения;
10 – выключатель контрольной лампы стояночной тормозной системы;
11 – механизм ручного привода стояночной тормозной системы;
12 – втулка переднего троса;
13 – передний трос; 14 – уравнитель;
15 – пружина;
16 – кронштейн крепления наконечников заднего троса;
17 – задний трос;
18 – промежуточная подвеска заднего троса;
19 – втулка;
20 – правый задний тормоз;
21 – гибкий шланг заднего тормоза;
22 – лампа сигнала торможения;
23 – тройник;
24 – регулятор давления задних тормозных механизмов;
25 – контрольная лампа;
26 – выключатель контрольной лампы сигнального устройства;
27 – сигнальное устройство:
28 – левый передний тормоз

Схема тормозного управления автомобилей с кузовом «пикап»


1 – правый передний тормоз;
2 – гибкий шланг больших цилиндров переднего тормоза;
3 – гибкий шланг малых цилиндров переднего тормоза;
4 – промежуточный кронштейн крепления гибких шлангов;
5 – кронштейн крепления гибких шлангов;
6 – главный цилиндр тормоза;
7 – вакуумный усилитель;
8 – педаль тормоза;
9 – включатель сигнала торможения;
10 – включатель контрольной лампы стояночной тормозной системы;
11 – механизм ручного привода
стояночной тормозной системы;
12 – втулка переднего троса;
13 – передний трос; 14 – уравнитель;
15 – пружина;
16 – кронштейн крепления наконечников заднего троса;
17 – задний трос;
18 – промежуточная подвеска заднего троса;
19 – правый задний тормоз;
20 – лампа сигнала торможения;
21 – тройник;
22 – гибкий шланг задних тормозов;
23 – регулятор давления задних тормозных механизмов;
24 – контрольная лампа;
25 – выключатель контрольной лампы сигнального устройства;
26 – сигнальное устройство;
27 – левый передний тормоз

Эл.схема соединений генератора


1 – аккумуляторная батарея;
2 – генератор;
3 – блок предохранителей и реле; 4 – выключатель зажигания;
5 – вольтметр

Схемы проверки выпрямительного блока генератора на Москвич 2141


а – одновременно «отрицательных” и «положительных” вентилей;
б – «отрицательных” вентилей;
в – «положительных” вентилей

Схема проверки интегрального регулятора напряжения на АЗЛК 2141

Источник: a-shema.ru

Регулятор освещенности приборной панели “Москвича-2141”

Любому автомобилисту хорошо известно, что в темное время суток свет ламп на панели приборов автомобиля очень неблагоприятно воздействуют на глаза водителя. Этот свет способен на некоторое время даже ослепить шофера, когда он, посмотрев на панель, переводит взгляд обратно на дорогу. Более того, свет ламп мешает и тогда, когда взгляд водителя целиком направлен на дорогу, потому что каждый человек обладает так называемым боковым зрением.

Однако в сумеречное время, когда дорога еще видна, а приборы уже не видны, без яркой подсветки не обойтись.

Именно поэтому во всех иномарках и некоторых отечественных моделях лампы подсветки панели приборов снабжают регуляторами освещенности всевозможных типов. Но большинство специалистов все же отдает предпочтение регуляторам с ручным управлением. В этом случае яркость свечения ламп водитель подбирает самостоятельно, сообразуясь непосредственно со своими органами чувств и желанием. Простейший регулятор представляет собой обычный реостат, включенный последовательно в цепь питания лампочек подсветки. Так устроен регулятор некоторых моделей “Жигулей”.

Но проволочные реостаты имеют ряд недостатков. Например, они совершенно бесполезно расходуют мощность на собственный нагрев и весьма ненадежны, поскольку содержат в своей конструкции подверженные электроэрозии и, вдобавок, истирающиеся подвижные контакты. По этим причинам целесообразно взамен непрактичных и недолговечных простейших регуляторов применить современный бесконтактный электронный регулятор яркости ламп. Один из его вариантов и представляем вниманию читателей. Выполнен он применительно к наиболее знакомому авторам автомобилю — “Москвичу” АЗЛК-2141 (21412). Хотя при некоторой доработке умельцами его нетрудно будет приспособить и к другим моделям легковых автомобилей.

Регулятор освещенности: а – принципиальная схема;

б – печатная плата (с размещенными на ней элементами)

Схема регулятора (рис.) выполнена на одной цифровой микросхеме (DDI) и двух транзисторах (VT1 и VT2) На автомобиле АЗЛК-2141 подключить регулятор весьма несложно. Замыкающий цепь питания ламп транзистор VT2 (вернее, его электроды — эмиттер и коллектор) подключают “в разрыв” провода, идущего от клеммы 1 к клемме 4 разъема Х2 на комбинации (щитке) приборов типа 211.3801. Найти этот разъем на щитке очень просто: во-первых, он крайний справа (если смотреть на комбинацию приборов 211.3801 сзади), во-вторых, он черного цвета. Указанный провод аккуратно перережьте, а эмиттер и коллектор транзистора VT2 подключите соответственно к концам проводов, идущих к клеммам 1 и 4 разъема Х2.

Во избежание путаницы, сразу оговоримся, что упомянутые нами обозначения разъемов — XI и Х2 — приняты лишь у завода-изготовителя комбинации приборов, причем они нанесены непосредственно на печатную плату щитка. На заводской схеме автомобиля АЗЛК- 2141 данным разъемам соответствуют, к сожалению, другие обозначения, а именно: Х29 и Х28. Приведенные на рисунке обозначения выводов регулятора сделаны в соответствии со схемой АЗЛК: “=1 :Х28” и “=4:Х28”, что означает “К клемме 1 разъема Х28” и “К клемме 4 разъема Х28”. Обозначения “=74:DD(” и “=7:DDI” соответственно значат “К выводу 14 микросхемы DDI” и “К выводу 7 этой же микросхемы”.

При таком включении пять расположенных в комбинации 211.3801 ламп освещения приборов (две одноваттные А12-1.2 и три трехваттные АМН 12-3), а также лампа А12-4-1 подсветки прикуривателя 11.3725 (четырехваттная) и лампа А12-1 подсветки переключателя отопителя 51.3730 (одноваттная) после включения наружного освещения будут связаны с напряжением +12В бортовой сети не напрямую, а через транзистор VT2, управляя которым обеспечивают регулировку яркости всех вышеперечисленных ламп. Регулировка ламп подсветки четырех расположенных рядом кнопочных выключателей: наружного освещения, света фар, аварийной сигнализации и обогрева заднего стекла, а также ламп-сигнализаторов, расположенных в комбинации приборов, отсутствует, но не по причине каких-либо технических трудностей, а потому, что уменьшать яркость их свечения, по-мнению многих специалистов, нецелесообразно по соображениям безопасности.

В данном регуляторе транзистор VT2 работает не в усилительном режиме, а в ключевом, то есть периодически прерывает цепь питания ламп. Иначе говоря, регулирование яркости свечения ламп здесь производится с помощью широтно-импульсной модуляции: яркость ламп прямо пропорциональна длительности вырабатываемых регулятором импульсов. Тем самым удается свести до минимума потери электроэнергии на регуляторе и существенно облегчить его тепловой режим.

Используемая в приборе частота импульсов изменяется в пределах примерно от 10 до 600 Гц (зависит от режима работы регулятора). Поскольку человеческий глаз уже не успевает реагировать на столь высокую частоту световых импульсов, свечение ламп кажется непрерывным.

Рассмотрим устройство и работу регулятора.

Необходимые для работы этой приставки импульсы вырабатывает генератор, собранный на резисторах R1. R3, конденсаторе С1, диодах VD1, VD2 и логических элементах DD1.1. DD1.3, а элемент DDI.4 включен инвертором. Формируемые на выходе элемента DDI .4 слаботочные импульсы преобразуются с помощью усилителя, выполненного на резисторах R4. R6 и транзисторах VT1, VT2, в мощный сигнал, управляющий цепью питания ламп. Параметрический стабилизатор, построенный на резисторе R7, конденсаторах С2, СЗ и стабилитроне VD3, задействован для питания слаботочной части схемы. Благодаря ему рабочие параметры схемы почти не зависят от напряжения бортовой сети автомобиля и температуры окружающего воздуха. Кроме того, стабилизатор защищает схему от импульсных перенапряжений, иногда возникающих в бортовой сети.

Длительность формируемых регулятором импульсов зависит от положения подвижного контакта потенциометра R2. Положение контакта, при котором сопротивление потенциометра минимально, соответствует максимальной яркости свечения ламп подсветки, так как транзистор VT2 при этом открыт почти непрерывно. И наоборот.

Чтобы повысить практичность этого устройства имеет смысл в качестве R2 применить потенциометр, совмещенный с выключателем. Тогда после того, как контакт потенциометра выведен в положение максимальной яркости свечения ламп, срабатывает его выключатель, перемыкая накоротко эмиттер и коллектор транзистора VT2. Поэтому даже при отказе каких-либо электронных компонентов схемы освещение панели приборов всегда будет функционировать, правда, уже без возможности регулировки.

Разместить на М-2141 потенциометр R2 удобнее всего на панели приборов в месте, где расположена заглушка гидрокорректора положения фар (она находится слева от руля, рядом с боковым воздуховодом системы вентиляции и отопления салона), который на серийные модели “Москвича” заводом пока не устанавливается.

Заметим, что минимальная яркость свечения ламп зависит от номинала резистора R1. Чем больше его сопротивление, тем слабее минимальная яркость.

В регуляторе применены резисторы типа ОМЛТ-0,25 и МЛТ-0,5 (R7). Конденсаторы С1 и С2 — керамические, а СЗ какой-либо оксидный (электролитический) — лучше всего здесь подойдут конденсаторы К50-16 или К50-35. Диоды VD1 и VD2 типа КД503, КД509, КД522 (с любым буквенным индексом). Транзистор VT1 — КТ82294 (или с индексом Б, или В, или Г). Транзистор VT2 — серии КТ837 с индексами Г, Д, П, С или Р. Микросхема DDI — К176ЛА7, либо (с некоторой переделкой печатной платы) К564ЛА7. Без какого-либо изменения цоколевки микросхемы DDI вместо четырех элементов логики 2И-НЕ допускается применить четыре элемента логики 2ИЛИ-НЕ. Тогда в качестве DDI установите микросхему типа К561ЛЕ5 или К176ЛЕ5. После некоторой доработки платы применима и микросхема К564ЛЕ5. Наконец, просто используйте четыре инвертора (из шести имеющихся) микросхемы К561ЛН2 или К564ЛН2. Входы этих элементов имеют цоколевку 1, 3, 5, 9, 11 и 13, а выходы — соответственно 2, 4, 6, 8, 10 и 12, то есть выводы 13 и 12, например, относятся к одному и тому же элементу. Естественно, чертеж платы тогда придется так же немного переработать. В любом случае питание на микросхему DDI подается с помощью выводов 14 (+9В) и 7 (-9В), что соответствует “массе” автомобиля.

Как быть, если этот полезный регулятор захочет поставить на свою машину владелец “Жигулей” или “Спутника”? Ведь “вазовские” машины более распространены, чем “Москвич”. Оказывается, что приспособить данный регулятор (причем без какой-либо его переделки) несложно и к этим автомобилям.

На моделях “Жигули” ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-2106, “Спутник” ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ- 2199 (и их модификациях) реостатного регулятора освещенности приборов нет, зато есть выключатель освещения приборов. Данный регулятор “вставляют” в разрыв провода, соединяющего упомянутый выключатель с лампами освещения. Клемму “=7:Х28” регулятора в этом случае подключают к тумблеру, а клемму “=4:Х28” — к комбинации приборов. Если сделать наоборот, то регулятор останется “жив”, но лампы гореть не будут при любом положении движка потенциометра R2. Общий провод (корпус) регулятора не забудьте соединить с “массой” автомобиля.

Немного иначе следует поступить, если регулятор устанавливают на “Жигули” моделей ВАЗ-2104, ВАЗ-2105 или ВАЗ-2107 (и их модификации). Дело в том, что у них реостатный регулятор есть, но по указанным выше причинам его все же лучше заменить на бесконтактный. Тогда реостат отключают, а вместо него подсоединяют наш бесконтактный регулятор, так, чтобы его клемма “=7:Х28” была подключена к “плюсу” питания, а клемма “=4:Х28” — к комбинации приборов.

Аналогично следует поступить и при установке прибора на старых “Москвичах” (в том числе и “ижевских”), “Волгах”, “Запорожцах” и “Тавриях”. Примените регулятор — и вы не пожалеете труда, затраченного на его изготовление!

Источник: mastedom.ru