Схема циркуляции охлаждающей жидкости ваз 2109

Система остывания мотора

Система остывания жидкостная закрытого типа с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным банком 7. Система имеет насос 27 охлаждающей жидкости, неразборный термостат 6, электровентилятор, радиатор 18 с расширительным бачком 7, трубопроводы, шланги, сливные пробки. Привод насоса осуществляется от зубчатого ремня 28 привода распределительного вала. Вместимость системы, включая отопитель салона, составляет 7,8 л.

Для контроля температуры жидкости имеется датчик 12, который завернут в рубаху остывания головки блока цилиндров. Термометр жидкости устанавливается на композиции устройств.

При работе мотора подогретая в рубахе остывания блока и головки блока цилиндров жидкость поступает через выпускной патрубок 3 по шлангу 11 в радиатор для остывания либо в термостат 6, зависимо от положения клапанов термостата. Дальше охлаждающая жидкость всасывается насосом 27 и направляется в рубаху остывания мотора. По шлангам 2 и 5 обеспечивается циркуляция жидкости и обогрев горючей консистенции во впускной трубе и обогрев зоны дроссельной заслонки первой камеры карбюратора. К системе остывания через патрубки 4 и 37 шлангами подключается радиатор отопителя салона кара.

Насос охлаждающей жидкости 27 центробежного типа. Корпус 30 насоса делается из сплава алюминия, валик 34 устанавливается в двухрядном шариковом подшипнике 32, который в корпусе стопорится винтом 31. Чтоб винт не слабел, контуры гнезда стопорного винта расчеканиваются опосля сборки. Подшипник не имеет внутренней обоймы, роль обоймы делает валик насоса. При сборке подшипник заполняется смазкой Литол-24 и в предстоящем не смазывается. На фронтальный конец валика напрессовывается зубчатый шкив 33, на задний — крыльчатка 36. Зубчатый шкив делается из металлокерамической композиции.

К торцу крыльчатки, закаленному токами высочайшей частоты. на глубину 2-3 мм прижимается упрямое уплотнительное кольцо 29 сальника 35, сделанное из графитовой композиции. Сальник неразборный, запрессовывается в корпус насоса и предутверждает подтекание охлаждающей жидкости.

Радиатор 18 разборный трубчатопластинчатый с пластмассовыми бачками 16 и 25. Сердцевина радиатора состоит из дюралевых трубок 22 и дюралевых охлаждающих пластинок 23, крепится к пластмассовым бачкам и уплотняется резиновыми прокладками.

Радиатор не имеет заливной горловины, верхний патрубок бачка 16 соединяется шлангом 10 с расширительным бачком. Левый бачок 16 имеет также подводящий и отводящий патрубки для подсоединения шлангов 11 и 9. Правый бачок 25 радиатора имеет сливную пробку 26 и датчик 24 включения и выключения электровентилятора.

Расширительный бачок 7 делается из полупрозрачной пластмассы, крепится ремнем к кронштейнам левого брызговика кузова. Нижний патрубок расширительного бачка соединяется шлангом с термостатом. Для предотвращения образования паровых пробок верхний патрубок бачка соединяется шлангом 10 с патрубком радиатора. Бачок имеет заливную горловину, закрываемую пластмассовой пробкой 8 с выпускным (паровым) 20 и впускным 21 клапанами. Клапаны в пробке инсталлируются в отдельном неразборном корпусе 19. Давление начала открытия выпускного клапана составляет 1,1 кгс/см 2 , впускного — 0,03-0,13 кгс/см 2 .

Для полного слива жидкости из системы должны быть вывернуты сливные пробки из бачка радиатора и из блока цилиндров, также непременно обязана сниматься пробка 8 расширительного бачка.

Электровентилятор состоит из электродвигателя 14 и крыльчатки 17. Крыльчатка четырехлопастная, делается из пластмассы. Лопасти крыльчатки имеют переменный по радиусу угол установки и для уменьшения шума переменный шаг по ступице. Крыльчатка устанавливается на валу электродвигателя и поджимается гайкой. Для наилучшей эффективности работы электровентилятор находится в кожухе 15, который крепится на креплениях радиатора в 4 точках.

Электровентилятор в сборе устанавливается в резиновых втулках и крепится гайками на шпильках кожуха. Включение и выключение электровентилятора осуществляется зависимо от температуры охлаждающей жидкости датчиком 24 типа ТМ-108, закрученым в бачок радиатора с правой стороны. Температура замыкания контактов датчика 99±3°С, размыкания 94±3°С.

Термостат системы остывания ускоряет прогрев мотора и поддерживает нужный термический режим. При рациональном термическом режиме температура охлаждающей жидкости обязана быть 85-95°С.

Термостат 6 состоит из корпуса 42 и крышки 43, которые завальцовываются вкупе с седлом основного клапана 46. Термостат имеет входной патрубок 44 входа охлажденной жидкости из радиатора, входной патрубок 41 шланга перепуска жидкости из головки блока цилиндров в термостат, патрубок 47 подачи охлаждающей жидкости в насос и патрубок 45 шланга расширительного бачка.

Главный клапан 46 запрессовывается в стакан, в каком завальцована резиновая вставка 39. В резиновой вставке находится металлической полированный поршень 40, закрепленный на недвижном держателе 49. Меж стенами стакана и резиновой вставкой находится термочувствительный жесткий наполнитель 38. Главный клапан прижимается к седлу пружиной. На основном клапане крепятся две стойки, на которых устанавливается перепускной клапан 48, поджимаемый пружиной.

Термостат, зависимо от температуры охлаждающей жидкости, автоматом включает либо отключает радиатор системы остывания, пропуская жидкость через радиатор, либо минуя его.

Источник: www.vazbook.ru

Индивидуальности и неисправности системы остывания ВАЗ-2109

Система остывания – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.

Плотность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка

Выпускной клапан поддерживает завышенное (по сопоставлению с атмосферным) давление в системе на жарком движке (из-за этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые утраты).

Он раскрывается при давлении 1,1- 1,5 кгс/см 2 .

Впускной клапан раскрывается при снижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 кгс/см 2 (на остывающем движке).

Термический режим работы мотора поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.

Крайний врубается датчиком, ввернутым в левый бачок радиатора.

Контакты датчика замыкаются при температуре 99±2°С, а размыкаются при температуре 94±2°С.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров мотора ввентят датчик, связанный с термометром на приборной панели.

Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма.

Корпус насоса – дюралевый.

Валик вращается в двухрядном подшипнике с “бессрочным” припасом пластичной смазки.

Внешнее кольцо подшипника стопорится винтом.

На фронтальный конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний – крыльчатка.

К торцу крыльчатки прижато упрямое кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник.

При выходе насоса из строя рекомендуется подменять его в сборе.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат.

На прохладном движке перепускной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует лишь по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор.

Малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок обогрева карбюратора.

При температуре 87±2°С перепускной клапан термостата начинает передвигаться, открывая главный патрубок; при всем этом часть жидкости циркулирует по большенному кругу, через радиатор.

При температуре около 102°С патрубок на сто процентов раскрывается, и вся жидкость циркулирует по большенному кругу. Ход основного клапана должен составлять не наименее 8 мм.

Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок.

Он сделан из полупрозрачного целофана, что дозволяет зрительно надзирать уровень жидкости.

Радиатор состоит из 2-ух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и 2-ух горизонтальных рядов круглых дюралевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами.

Для увеличения эффективности остывания пластинки штампуются с насечкой.

Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку.

Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний.

Рядом с впускным патрубком размещен узкий патрубок пароотводной трубки.

Не рекомендуется внедрение воды в системе остывания: жгучая вода вызывает интенсивную коррозию дюралевых деталей.

Вероятные неисправности

Способы устранения

Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке

Повреждение радиатора, шлангов, ослабление их высадки на патрубках.

Подтекание жидкости из крана отопителя

Плотность радиатора проверяется в ванне с жаркой водой сжатым воздухом под давлением 2,0 бар (2,0 кг/см 2 )

Поменяйте покоробленные детали.

Подтяните хомуты на шлангах

Утечка жидкости через манжету (сальник) насоса охлаждающей жидкости

Поменяйте насос в сборе

Повреждена прокладка головки цилиндров. Недостаток блока либо головки цилиндров

При подмене масла из картера выливается смесь с белесым цветом.

Может быть возникновение обильного белоснежного дыма из глушителя.

Потеки охлаждающей жидкости на внешной поверхности мотора

Читайте также:  Распредвал трофи на шевроле ниву

Покоробленные детали поменяйте.

Не используйте в зимнюю пору воду в системе остывания, заливайте охлаждающую жидкость, подобающую климатическим условиям

Движок длительно прогревается до рабочей температуры

Поменяйте неисправный термостат

Низкая температура воздуха (ниже –15°С)

Утеплите движок: установите термошумоизоляционный материал под капотом, щитки перед радиатором.

Не перекрывайте всю площадь радиатора в зоне крыльчатки вентилятора!

Повсевременно работает электровентилятор системы остывания мотора (даже на прохладном движке)

Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости системы впрыска либо его цепях

Датчик и цепи проверяются омметром

Неисправный датчик поменяйте

Не размыкаются контакты реле включения электровентилятора

Неисправное реле поменяйте

Не размыкаются контакты термовыключателя радиатора

При отсоединении клемм от выводов термовыключателя электровентилятор перестает работать

Движок перегревается (стрелка термометра охлаждающей жидкости находится в красноватой зоне)

Поменяйте неисправный термостат

Недостающее количество охлаждающей жидкости

Уровень жидкости ниже метки на расширительном бачке.

На блоке системы контроля пылает соответственный индикатор

Убрите утечки. Долейте охлаждающую жидкость

Паровые пробки в системе остывания из-за негерметичности пробки расширительного бачка

Нанесите мыльную пену на пробку бачка, заглушите движок и сдавите руками шланги системы остывания.

Воздух не должен выходить из-под пробки

Поменяйте пробку и / либо бачок

Много накипи в системе остывания

Помойте систему остывания средством для удаления накипи. Не используйте твердую воду в системе остывания

Загрязнены ячейки радиатора

Помойте радиатор струей воды под давлением

Неисправен насос охлаждающей жидкости

Разберите насос, осмотрите, определите детали

Поменяйте изношенные детали либо насос в сборе

Не врубается электровентилятор системы остывания

Замкните меж собой контакты термовыключателя радиатора.

Если вентилятор работает – неисправен датчик, если нет – электронные цепи либо электродвигатель вентилятора (проверяются омметром).

Проверьте, подается ли напряжение 12 В на управляющий контакт реле электровентилятора.

Если да, то неисправны реле либо электродвигатель вентилятора, если нет – блок управления впрыском либо его цепи

Восстановите контакт в электронных цепях. Неисправные термовыключатель, реле, электродвигатель, блок управления поменяйте

Неприемлимо низкое октановое число бензина

Заправляйте кар топливом, рекомендованным заводом-изготовителем

Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов

Убрите причину нагарообразования. Применяйте масло рекомендованной вязкости и, по способности, с низкой зольностью

Источник: avtomechanic.ru

Устройство системы остывания на ВАЗ 2109 (Карбюратор и инжектор)

Авто ВАЗ 2109, 21099 оснащаются инжекторами и карбюраторами. При всем этом обе версии кара имеются систему остывания.

Устройство СО

Как она работает

Механизм работы системы остывания (СО) последующий:

  • Привод насоса работает от ремня ГРМ;
  • Система имеет размер 7,8 литра, если принимать во внимание печку;
  • Температура контролируется датчиком, установленным в рубахе блока цилиндров. Показания температуры показываются на приборной панели;
  • При работе мотора жидкость из рубахи перебегает в радиатор (там отбирается тепло) либо в термостат (работа по малому контуру, нужная для прогрева мотора);
  • Потом жидкость остывания при помощи насоса перебегает в рубаху остывания мотора (инжекторного);
  • За счет трубопроводов ОЖ циркулирует по системе;
  • В СО употребляется центробежный насос;
  • Радиатор применяется трубчато-пластинчатый, разборный, снаряженный пластмассовым расширительным бачком;
  • Снутри радиатор имеет дюралевые трубки и пластинки остывания, но заливного отверстия нет;
  • Для заливки и доливки ОЖ употребляется расширительный бачок. Там же размещается датчик включения вентилятор;
  • Бачок оснащается заливным гортанью, впускным и выпускным клапаном;
  • Чтоб слить ОЖ из системы, нужно открутить сливные пробки на бачке, радиаторе и блоке цилиндров.

Если детально разобраться в компонентах системы остывания и их функциях, особенностях, вы сможете без сторонней помощи провести ремонтные, профилактические работы, поменять радиатор либо отдельные составляющие СО.

Варианты лопастей

Элементы СО

Используемая на ВАЗ 2109 система остывания работает при маленьком давлении. Исследовав составляющие, вы узнаете про их функции и индивидуальности.

Элемент

Индивидуальности

Он обеспечивает эффективную, размеренную работу системы. Насос служит для перекачивания жидкости остывания, что содействует ее движению по малому либо большенному контуру. Насос состоит из корпуса, оси с размещенным на нем шкивом, соединяющим с ремнем ГРМ, и крыльчатки из пластика. Крайняя дает возможность ОЖ передвигаться. Меж осью и корпусом установлен подшипник, смазываемый тосолом. Из-за этого наличие воды в системе неприемлимо. По другому подшипник разрушится

Играет важную роль, хотя на практике СО может без него обойтись. Система работает так, что поначалу движок разогревается до рабочей температуры (около 90 градусов по Цельсию), опосля что требуется добавочно охладить жидкость. Поначалу ОЖ двигается по малому контуру — через рубаху в радиатор печки, а потом избытки ворачиваются в расширительный бачок. Но при достижении рабочей температуры термостат начинает двигать поток ОЖ в радиатор. Термостат можно именовать механическим клапаном, автоматизирующим работы СО. Жгучая жидкость, воздействующая на биметаллическую пластинку термостата, деформирует ее, из-за что клапан подачи ОЖ в радиатор может раскрываться либо запираться

В СО ВАЗ 2109 имеется пара радиаторов — печки и главный. Система у их однообразная вне зависимости от того, карбюратор у вас либо инжектор. При всем этом есть меж главным и печным радиаторами приметная разница. Главный больше по размерам, они делают различные функции, плюс у основного имеются отверстия для датчика, выключающего вентилятор. Если радиатор печки можно подключить к работе в хоть какой момент, нажав клавишу, то главный радиатор работает в автоматическом режиме, когда достигаются определенные характеристики работы СО

Расширительный бак с пробкой

Снутри СО поддерживается неизменное давление, что обеспечивает эффективную циркуляцию ОЖ. На ВАЗ 2109 система устроена так, что при высочайшем давлении жидкость закипает не при достижении 100 градусов, а при наиболее больших параметрах. От этого увеличивается надежность мотора. Поддержка давления обеспечивается расширительным бачком с крышкой, парой механических клапанов — впуска и выпуска. Впускной клапан срабатывает, если давление падает до отметки 0,13 Атм. 2-ой подключается к работе в тот момент, когда давление оказывается выше 1,3 Атм.

Не стоит недооценивать роль патрубков и хомутов в СО, так как конкретно по ним осуществляется подача жидкости остывания в нужные точки. При подмене ни при каких обстоятельствах не используйте обрезки остальных патрубков, которые не соответствуют характеристикам применяемых ранее. Плюс если повредился хотя бы один патрубок, поменять придется все в комплекте, а не раздельно

Посмотрев на радиатор (главный), понизу вы увидите пару проводов и устройство желтоватого цвета, закрученного в отверстие. Им является датчик выключатель электровентилятора. В блоке мотора также размещается иной датчик — температуры. Он передает информацию на электрический блок управления либо указатель

Стандартно на ВАЗ 2109 устанавливают вентиляторы, снаряженные 4 лопастями. Но если вы желаете достигнуть большей эффективности, рекомендуем поменять его на электровентилятор с 6 лопастями. Так возрастет поток воздуха, сохранив изначальную мощность и скорость вращения. Вовнутрь салона тепло от радиатора печки начинает поступать при открытии крана. Под капотом есть вентилятор, подключаемый через реостат. Он регулирует частоты вращения крыльчатки. Выключатель размещается под аудиосистемой, около рычагов управления заслонками отопителя.

Термостат

Планируя подмену электровентилятор, делать работу следует через подкапотное место. Не требуется демонтировать улитку.

Насос СО

Подмена радиатор

Радиатор меняют в этом случае, если в нем возникла течь. В неких вариантах его может быть отремонтировать, запаяв места течи. Чтоб убедиться в ремонтопригодности либо необходимости подмены устройства, лучше поначалу провести маленькую проверку

Размещение радиатор

Рекомендуем все таки сходу поменять неисправный радиатор, а не пробовать залатать старенькый.

Собравшись с силами, исполняем подмену.

  1. Отключите минус с АКБ либо извлеките батарею.
  2. Слейте на сто процентов всю жидкость остывания.
  3. Если у вас инжекторная машинка, а не карбюратор, будет нужно добавочно снять воздушный фильтр.
  4. Разрежьте хомут, который держит жгут проводов. Отключите колодку проводок электровентилятора.
  5. Снимите хомут тяги заслонки (дроссельной). Она находится на кожухе вентилятора.
  6. Отключите отводящий шланг, соединенный с термостатом.
  7. Отключите подводящий шланг. Он соединен с патрубком рубахи.
  8. Демонтируйте шланг пароотвода.
  9. Открутите гайку, которая держит радиатор на кузове в высшей части. Тот же болт держит футляр вентилятора.
  10. Наклоните мало радиатор к движку, снимите его, поднимая ввысь. Демонтаж осуществляется прямо вкупе с электровентилятором.
  11. Ослабьте натяжение хомутов и отключите все шланги, идущие на радиатор.
  12. Открутите все крепежи, удерживающие футляр с электровентилятором и сам радиатор.
  13. Рассоедините радиатор с кожухом вентилятора.
  14. Демонтируйте с радиатора пару подушек нижней фиксации. Изучите состояние подушек. Если они изношены, утратили изначальную упругость, лучше сходу поменять на новейшие.
  15. Двигаясь в оборотной последовательности, установите на пространство старенького новейший агрегат. Не забудьте про подушечки нижней фиксации.
  16. Залейте в систему новейшую жидкость остывания.
Читайте также:  Ремонт патрубка радиатора охлаждения своими руками

Радиатор СО

На этом подмену устройства можно считать завершенной. Особенных сложностей в СО ВАЗ 2109 нет, что дозволяет своими руками проводить профилактику, ремонт и подмены ее отдельных агрегатов.

Источник: luxvaz.ru

Размер и механизм работы системы остывания ВАЗ-2109

У ВАЗ-2109 есть принудительная циркуляции системы остывания. Как это осознавать? Все просто, когда детали мотора греются, то охлаждающий узел отбирает их тепло.

Узел остывания – замкнутая, герметичная система, которая циркулирует жидкость. У нее есть клапаны (впускные и выпускные), поддерживающие давление, когда авто движется.

Схема системы остывания состоит из последующего набора:

  • расширительный бачок. Он вкупе с клапанами обеспечивает поддержание давления;
  • насос, который качает жидкость. Она движется по большенному и малому кругам;
  • вентилятор, который наращивает поток воздуха в кузов машинки;
  • датчики, которые передают всю информацию на электрический блок управления;
  • радиатор. В ВАЗ-2109 не имеет значения – карбюратор у вас либо инжектор, ведь система у их однообразная;
  • термостат. Он автоматизируют всю работу ОС;
  • патрубки и хомуты. Они делают функцию подачи жидкости.

Как работает ВАЗ-2109 система остывания

С что начинается работа СО? С расширительного бачка, который является основным элементом во всей системе. В нем вся жидкость, также ее избытки (закипевший антифриз, который {перемещается} в особый резервуар). Опосля того как она остыла, она сходу же продолжает свою работу. Размер СО в каре ВАЗ-2109 составляет 7,8 литра. В бачке есть клапаны, которые поддерживают давление. Когда давление увеличивается, начинает свою работу выпускной клапан, при снижении – впускной.

Бачок – полупрозрачный, потому для вас не принесет никаких неудобств проверка уровня жидкости.

Особыми шлангами соединяют расширительный бачок и термостат.

Этапы, которые проходит жидкость, таковы:

  1. В блоке цилиндров установлен датчик, что контролирует температуру. Эти показания можно узреть на приборной панели.
  2. Когда мотор начинает свою работу, жидкость из рубахи перетекает в радиатор, где воспринимает тепло, или же в термостат – для прогрева мотора.
  3. Опосля этого жидкость, что охлаждает, перебегает в инжектор. Она циркулирует с помощью патрубков и хомутов.
  4. В ВАЗ-2109 применяется центробежный насос. Радиатор не имеет заливного отверстия, для этого употребляется расширительный бачок. В нем размещен датчик, который включает вентилятор. Если вы возжелаете слить жидкость, то открутите сливные пробки на радиаторе, бачке и блоке цилиндров.

В этом случае, если разберетесь в системе остывания, вы можете без помощи других отремонтировать свою машинку.

Неисправности в СО

В российском авто ВАЗ-2109 можно без помощи других выявить проблемы в системе остывания.

К примеру, перегрев системы возникает в случае, если:

  • нехватка охлаждающей жидкости – проверьте, если необходимо, долейте;
  • порвался либо износился ремень насоса – поменяйте его;
  • радиатор забился грязюкой – сделайте промывку либо поменяйте;
  • быть может сломан вентилятор.

Также существует ряд остальных дефектов:

  1. Утечка охлаждающей жидкости. Могут быть повреждены шланги либо трещинкы в деталях. Если жидкость пропадает, означает, система переполнена.
  2. Коррозия может случиться, если загрязнена вода либо некорректно составлен раствор антифриза.
  3. Воздушные пробки (прогрейте, как надо, движок, опосля дайте машине постоять, снимите шланг и опять запустите движок – это поможет изгнать воздух).

Сколько тосола необходимо заливать в ВАЗ-2109

Возьмите две баклажки по 5 л.. Потому что размер равен 7,8 литра, то поначалу слейте старенькую жидкость, а новейшую залейте в объеме 6 л.. Опосля прогрейте движок, тогда раскроется термостат, и вы можете долить оставшееся количество жидкости. Основное – лейте ровненьким и сплошным потоком, чтоб не было воздушных пробок.

Источник: ladaautos.ru

Ваз 2109 циркуляция охлаждающей жидкости

Система остывания мотора – принципиальный конструктивный элемент кара. Ее неисправность приводит к нехорошему прогреву мотора до требуемой температуры, что становится предпосылкой нехороший работы печки, утраты мощности и понижения ресурса агрегата. С иной стороны, система мотора может перенагреваться, что провоцирует поломку цилиндро-поршневой группы.

1 – элемент в виде пробки для бака расширения; 2 – бак для расширения; 3 – шланг отвода жидкости из патрубка; 4 – шланг проходящий меж радиатором и бачком расширительным; 5 – шланг отводящий от радиатора; 6 – бачок с лева от радиатора; 7 – трубка дюралевая; 8 – системы заглушки; 9 – бачок с права от радиатора; 10 – пробка для слива; 11 – середина радиатора; 12 – футляр для электронного вентилятора; 13 – пластмассовые крылья электронного вентилятора; 14 – электронный движок; 15 – насосный шкив зубчатый; 16 – крыльчатка насоса; 17 – ремень привода вала распределительного; 18 – блок для мотора; 19 – насосная труба; 20 – шланг для радиатора с подводящей функцией; 21 – шланг радиатора отопителя с функцией отвода; 22 – шланг подводящий охлаждающую жидкость к дроссельному патрубку; 23 – выпускной патрубок; 24 – шланг для заправки; 25 – шланг радиатора отопителя с функцией подвода; 26 – термостат; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 28 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости.

Система остывания ваз 21093,2109,21099 делает отбор тепла от подверженных нагреву деталей мотора, методом принудительной циркуляции. А инжектор дозирует поступление горючего. Конструктивно система остывания ваз инжектор состоит из:

  1. насос охлаждающего вещества,
  2. моноблочный термостат,
  3. электровентилятор обдува радиатора,
  4. радиатор с бачком расширения,
  5. трубопроводы, патрубки, сливные пробки.

Как работает система остывания ваз 21093,2109,21099

Привод насоса остывания работает от ремня ГРМ. Общий размер системы, включая печку, равен – 7,8 л. Контроль температуры производится при помощи датчика, установленного на рубаху блока цилиндров. Термометр выводится на панель устройств.

В процессе работы мотора ваз жидкость с рубахи блока перебегает в радиатор (где происходит отбор тепла) либо в термостат (маленький контур – для прогрева мотора). Дальше, жидкость нагнетается насосом в рубаху остывания агрегата ваз инжектор. По трубопроводам обеспечивается циркуляция и обогрев топливной консистенции во впускном коллекторе и зоне дроссельной заслонки.

Система остывания при помощи патрубков сообщается с радиатором печки салона ваз 21093,2109,21099. Насос охлаждающей жидкости центробежный. Система оборудована разборным трубчато пластинчатым радиатором с пластмассовыми баками.

Внутренняя поверхность радиатора увеличена методом внедрения дюралевых трубок и охлаждающих пластинок, он не имеет заливного отверстия, долив производится в расширительный бачок. В каком также установлен датчик включения электровентилятора. Бачок имеет пробку заливной горловины с клапанами (впускной и выпускной). Для слива жидкости остывания из системы откручивают сливные пробки бачка, блока цилиндров, радиатора.

Индивидуальности работы вентилятора и термостата ваз 21093, 2109, 21099

Электровентилятор содержит в себе электродвигатель и 4 лопастную крыльчатку, лопасти которой имеют переменный угол наклона и шаг для понижения уровня шума. Для увеличения КПД система вентилятора ваз оборудована кожухом, прикрепленным на креплениях.

Электровентилятор устанавливается на резиновых втулках. Срабатывание вентилятора получается благодаря сигналу датчика, установленного в бачок радиатора. При всем этом величина температуры замыкания контактов приблизительно 99’С, а отключения вентилятора 94’С.

Термостат системы обеспечивает первоочередной прогрев мотора и регулирует термический режим. Лучшая величина температуры охлаждающей жидкости – в границах 90-98’С. Термостат включает корпус и крышку, завальцованых вместе с клапаном.

Читайте также:  Приора не работает печка дует холодный воздух

Индивидуальности системы остывания ваз инжектор

Остывание в карах 21093,2109,21099 жидкостное, но необходимо осознавать что радиатор охлаждается потоком набегающего воздуха и вентилятором, который увеличивает интенсивность остывания. Также часть тепла отводится радиатором отопителя салона кара в при низких температурах.

Расширительный бачок предназначен для компенсации размера жидкости при нагревании, для долива и контроля уровня тосола.

Система термостата обеспечивает регулировку температурного режима, подготовительный прогрев мотора ваз, начальный обогрев салона в зимнюю пору и лишь позже обеспечивает включение огромного контура остывания.

Датчик температуры обеспечивает управление системой остывания, дозволяет надзирать температуру мотора и регулируют работу вентилятора.

Весь цикл работы системы остывания контролируется при помощи системы управления силовым агрегатом, учитывающей все температурные характеристики. Она описывает рациональные условия включения и время работы конструктивных частей системы.

Диагностика (процесс установления диагноза, то есть заключения о сущности болезни и состоянии пациента) системы остывания мотора ваз 21093, 2109, 21099 и определение дефектов

В случае появления заморочек, связанных с системой остывания мотора, следует определять предпосылки начиная с более возможных и обычных:

  • Наличие утечки охлаждающей жидкости – для начала инспектируют уровень жидкости в системе. В карах 21093,2109,21099 это производится по индикатору уровня либо при осмотре расширительного бачка.
  • Если уровень обменялся, то осмотрите моторный отдел на наличие подтеков. Обычно, главные предпосылки: изношенные патрубки и хомуты, покоробленный радиатор остывания мотора либо печки.
  • В случае перепадов струи в бачке при 3000об/мин. Нужно выполнить проверку циркуляции жидкости. Для этого отворачивается крышка расширительного бачка и определяется равномерность поступления тосола. Причинами нехороший циркуляции может оказаться забитая система либо неисправность циркуляционного насоса.

Предпосылки перегрева мотора ваз

  1. Неисправный термостат может вызывать перегрев мотора. Если на прогретом моторе верхний патрубок – жаркий, а нижний прохладный, – термостат заклинило и тосол проходит лишь по малому кругу. Либо же термостат будет включать лишь большенный круг, что не дозволит мотору ваз прогреваться до нужной рабочей температуры. В таком случае термостат следует поменять.
  2. Очередной предпосылкой лишнего нагрева мотора быть может завоздушивание системы остывания, в таком случае систему необходимо продавить и убрать воздух со всех полостей.
  3. При высочайшей температуре не врубается вентилятор – задачи с датчиком температуры, реле вентилятора либо с жгутом проводов к нему.
  4. Время от времени забиваются соты радиатора, что резко понижает интенсивность термообмена. Нужно произвести дательную очистку радиатора, ее необходимо делать аккуратненько, во избежание повреждения сот.

Вот главные предпосылки, которые влияют на доброкачественную работу системы остывания мотора ваз 21093,2109,21099, с помощью их можно найти и убрать неисправности, обеспечив надежную и долговременную работу мотора.

Если вы отыскали ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: www.vazzz.ru

Система остывания ВАЗ-2109

Система остывания жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком

Насос охлаждающей жидкости центробежного типа приводится в действие зубчатым ремнем 17 привода механизма газораспределения.

Электровентилятор имеет пластмассовую четырехлопастную крыльчатку 13, установленную на валу электродвигателя 14, включение и выключение которого осуществляется контроллером

Термостат 26 с жестким термочувствительным наполнителем имеет главный и доп клапаны.

Начало открытия основного клапана при температуре охлаждающей жидкости (85 ±2)°С, ход основного клапана при достижении температуры 102 °С не наименее 8 мм

Радиатор трубчато-пластинчатый, дюралевый, с пластмассовыми бачками 6 и 9, двухходовой, с перегородкой в левом бачке.

Охлаждающая жидкость заливается через наливную горловину расширительного бачка 2, пробка 1 которого имеет впускной и выпускной клапаны.

Давление начала открытия выпускного клапана не наименее 110 кПа (1,1 кгс/смг), впускного – 3-13 кПа (0,03-0,13 кгс/смг)

Подмену охлаждающей жидкости производите в последующем порядке

1. Отверните пробку 1 (см рис 1) расширительного бачка 2

2. Снимите брызговик мотора, вывернув болты крепления его к кузову.

3. Поставьте под движок емкость для слива жидкости, отверните сливные пробки радиатора и блока цилиндров и слейте жидкость

4. По окончании слива заверните пробки.

5. Залейте охлаждающую жидкость через наливную горловину расширительного бачка 2, за ранее отсоединив шланг 3 от дроссельного патрубка

При возникновении жидкости в дроссельном патрубке поставьте шланг на пространство, долейте жидкость до уровня верхней кромки крепежного ремня и заверните пробку.

6. Запустите движок и дайте ему поработать 1-2 мин на холостом ходу для удаления воздушных пробок.

Остановите движок, проверьте уровень жидкости

Если уровень ниже обычного, а в системе нет следов подтекания, то долейте охлаждающую жидкость

Ремонт насоса охлаждающей жидкости

Разборка

Для разборки насоса сделайте последующее:
– спрессуйте съемником 3 (рис 2). закрепленным в тисках, шкив 2

– выкрутите стопорный винт и выпрессуйте оправкой 67 7853 Э56Э валик в сборе с подшипником, крыльчаткой и сальником

Усилие прикладывайте к обойме подшипника,

– спрессуйте с валика крыльчатку и снимите сальник.

Контроль

Проверьте осевой зазор в подшипнике.

Эту операцию нужно созодать непременно, если отмечался значимый шум насоса Зазор не должен превосходить 0,13 мм при перегрузке 49 Н (5 кгс). При большем зазоре подшипник с валиком поменяйте новенькими

Сальник насоса и прокладку меж насосом и блоком цилиндров при ремонте рекомендуется подменять новенькими

Трещинкы и деформации корпуса не допускаются

Сборка

Сборку делайте в последующем порядке:

– при помощи оправки 67 7953 9568 установите в корпус сальник, не допуская его перекоса, запрессуйте, прилагая усилие к обойме подшипника, подшипник с валиком так, чтоб совпали отверстия под стопорный винт 1 (рис 3). заверните стопорный винт подшипника и зачеканьте контуры его гнезда для предотвращения самоотвертывания

Повторное внедрение зубчатого шкива не допускается.

– при помощи приспособления 67 7320 9527 напрессуйте крыльчатку, а потом новейший зубчатый шкив 9, выдержав размеры (52 ±0,5) мм и (39,3 ±0,1) мм, проверьте надежность соединения шкива на валике, приложив к шкиву момент 24,5 Нм (2,5 кгс·м)

Шкив не должен провернуться

Термостат

У термостата следует инспектировать температуру начала открытия основного клапана и ход клапана

Термостат установите на щите и опустите в бак с техническим глицерином

В главный клапан 4 (рис 4) уприте рычаг кронштейна, связанный с ножкой индикатора

Исходная температура жидкости в баке обязана быть 79-90°С

Температуру жидкости равномерно повышайте приблизительно на 1 °С за минуту при неизменном перемешивании, чтоб она во всем объеме глицерина была схожей

За температуру начала открытия клапана принимается та, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм

Термостат нужно подменять, если температура начала открытия основного клапана не соответствует (85 ±2)°С либо в случае, если при достижении температуры до 102°С не происходит касания клапана 1 седла патрубка 11

Простая проверка исправности термостата быть может осуществлена наощупь конкретно на каре

Опосля пуска прохладного мотора при исправном термостате нижний патрубок радиатора должен греться, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 85-92°С

Детали радиатора и электровентилятора

Снятие и установка их на кар производится на прохладном движке в последующем порядке (рис 5 )

Отверните пробку расширительного бачка

Отвернув сливные пробки радиатора и блока цилиндров, слейте охлаждающую жидкость

Отсоедините электронные провода от электровентилятора

Отсоедините шланги от радиатора 1 и расширительного бачка

Отверните гайки и болты крепления кожуха 4 и, придерживая радиатор, вытащите футляр в сборе с электровентилятором

Вытащите радиатор из моторного отдела

По мере необходимости отверните гайки крепления, снимите вентилятор и электродвигатель вентилятора.

Снимите ремень крепления и вытащите расширительный бачок Установку радиатора и расширительного бачка делайте в оборотном порядке

Проверка плотности радиатора Плотность радиатора проверяется в ванне с водой

Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,2 МПа (2 кгс/см) и опустите в ванну с водой не наименее чем на 30 с

При всем этом не обязано наблюдаться возникновения из радиатора пузырьков воздуха

При повреждениях либо негерметичности поменяйте радиатор новеньким

Источник: autoruk.ru