Правила дорожного движения пункт 5

Пункт 5.1 ПДД РФ

5.1. Пассажиры обязаны:
– при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;
– посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

Комментарии по пункту 5.1

пристегнутый ремень безопасности значительно повышает шансы пассажира выжить при тяжелом ДТП, поэтому Правилами закреплена ответственность пассажира за непристегнутый ремень. Наличие ремней безопасности на тех местах, где их установка предусмотрена предприятием-изготовителем должно обеспечиваться собственником автомобиля или водителем. Эксплуатация ТС без «предусмотренных» ремней безопасности запрещена;
при поездке на мотоцикле пассажиры должны быть в застегнутом мотошлеме, при этом ПДД не освобождают водителей от обязанностей по контролю за пассажирами в части выполнения данного правила;
в целях безопасности посадка и высадка пассажиров (не путайте с водителями!) должны осуществляться только со стороны тротуара или обочины. Поэтому во всех автобусах, троллейбусах и трамваях двери для пассажиров располагаются в правом борту. Общий порядок посадки и высадки пассажиров распространяется и на легковые автомобили, а также на грузовые, если на них осуществляется перевозка людей;
в исключительных случаях (грязная обочина, сломался замок двери, на тротуаре проводятся какие-либо работы и т.п.) посадка и высадка допускаются с проезжей части при соблюдении необходимых мер предосторожности и без создания помех другим участникам движения. Во всех случаях это следует делать под наблюдением водителя. Ответственность за выполнение требований данного положения в равной степени возлагается и на пассажиров.

Наказания и штрафы по пункту 5.1

Нарушение пассажиром правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности:
– причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо арестом на срок до 4-х месяцев, либо лишением свободы на срок до 2-х лет (УК, ст. 268, ч.1);
– смерть человека, наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок (УК, ст. 268, ч.2);
– смерть двух или более лиц, наказывается принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет (УК, ст. 268, ч.3).

Нарушение пассажиром ТС Правил Дорожного Движения влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере 200 рублей (КоАП, ст. 12.29, ч.1).

Нарушение ПДД пассажиром ТС, повлекшее:
– создание помех в движении транспортных средств, влечёт наложение административного штрафа в размере 300 рублей (КоАП, ст. 12.30, ч.1);
– причинение по неосторожности легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечёт наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей (КоАП, ст. 12.30, ч.2).

Источник: pdd-check.ru

Раздел 5 ПДД РФ. Обязанности пассажиров

п 5.1 ПДД. Пассажиры обязаны:

при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом мотошлеме;

посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

п 5.2 ПДД. Пассажирам запрещается:

отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

открывать двери транспортного средства во время его движения.

Комментарий к Разделу 5 Правил дорожного движения РФ

Пассажиры обязаны: *(43)

– при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом мотошлеме;

– посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

Учитывая, что использование ремней безопасности и мотошлемов является действенной мерой снижения тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, пассажиры несут ответственность за исполнение данного требования наряду с водителями транспортных средств.

Пристегиваться ремнями безопасности обязаны пассажиры любых транспортных средств, если места для сидения оборудованы ремнями. Запрещается эксплуатация транспортных средств без ремней безопасности, “если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства”.

В целях безопасности посадка и высадка пассажиров должны осуществляться только со стороны тротуара или обочины. Поэтому во всех автобусах, троллейбусах и трамваях двери для пассажиров располагаются с правой стороны.

Общий порядок посадки и высадки пассажиров распространяется и на легковые автомобили, а также на грузовые, если на них осуществляется перевозка людей.

В исключительных случаях (грязная обочина, на тротуаре проводятся какие-либо работы и т.п.) посадка и высадка допускаются с проезжей части при соблюдении необходимых мер предосторожности и без создания помех другим участникам движения. Во всех случаях это следует делать под наблюдением водителя.

Пассажирам запрещается: *(44)

– отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

– при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

– открывать двери транспортного средства во время его движения.

Безопасное управление транспортным средством требует от водителя сосредоточенности и концентрации внимания. В сложных условиях находятся водители маршрутных транспортных средств. Недопустимы во время движения вопросы к водителю, стук в стенку его кабины и другие действия в салоне, отвлекающие водителя. Все вопросы должны разрешаться только во время остановки. Это положение относится не только к пассажирам маршрутных транспортных средств, но и к пассажирам, находящимся в кузове грузовых автомобилей.

Читайте также:  Признаки износа опорных подшипников передних стоек

Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться в соответствии с требованиями раздела 22 ПДД, а грузовой автомобиль с бортовой платформой должен быть оборудован в соответствии с требованиями пункта 4 Основных положений. Данный пункт содержит исчерпывающий перечень запрещенных для пассажира действий в процессе движения в кузове грузового автомобиля.

Открывание дверей транспортного средства во время его движения может привести к выпадению пассажира из кабины или салона транспортного средства, нанесению повреждений пешеходам, движущимся по обочине, тротуару, краю проезжей части и т.п. *(45)

Источник: stpddrf.ru

Правила дорожного движения пункт 5

Пункты 2.5 и 2.6 “Правил Дорожного Движения” (с изменениями от 10.05.2010 г.)

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

– немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

– принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать “Скорую медицинскую помощь”, а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

– освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

– сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в орган милиции для оформления происшествия.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2000 N 370)

2.6.1. Если в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, оформление документов одорожно-транспортномпроисшествии может быть осуществлено без участия уполномоченных на то сотрудников милиции путем заполнения водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Создано / Изменено: 22 декабря 2015 / 22 декабря 2015

Источник: auto.urfu.ru

Пункт 8.5 ПДД – поворот и круговое движение

​В существующих Правилах можно найти несоответствие законам, а также некоторые исключения. Они есть и в п. 8.5, который устанавливает, как правильно совершать поворот и разворачиваться на проезжей части. Но все необходимо правильно понимать, особенно вопросы, касающиеся перекрестков, где установлено круговое движение.

В обзоре разберемся с комментариями в рисунках к пункту 8.5 ПДД, изучим практику судов и определим, какие статьи используются для наказаний.

Трактовка пункта 8.5 в ПДД

Перед каким-либо поворотом или разворотом водитель обязан заранее перестроиться в крайний ряд дороги, который предназначен для езды в этом направлении. Исключением является то, когда выполняется поворот на круг.

Когда слева от автомобиля находятся трамвайные пути этого же направления, и они расположены вровень с дорогой, то такие маневры должны осуществляться с них. Исключением будет случай, когда знаки под номерами 5.15.2 или 5.15.1, а также дорожная разметка 1.18 не указывают другой порядок. При данных маневрах для трамвая не должно быть помех.

В этой редакции Правил официальный текст рассматриваемого пункта действует, начиная с 2001 года. Изменения произошли только в 2005 году, чтобы привести в соответствие изменение номеров знаков.

Комментарии к п. 8.5

Для водителей по части обычных поворотов и разворотов все понятно:

  1. Если Вы намерены повернуть направо, то нужно перестроиться в правый ряд.
  2. Если необходим левый поворот, либо разворот, то данный пункт обязывает водителя занять полосу как можно левее.

Но в этом пункте есть непонятные моменты. Разговор идет о том, чтобы занимать крайнюю полосу перед совершением маневра. Но точного понятия крайнего положения не дано. Например, посмотрите схему ниже:

Многие автовладельцы согласны, что зеленая машина находится на крайней полосе, чтобы повернуть направо. Другими словами, водитель не нарушил п. 8.5 Правил. Но это относительное понятие, так как существует другой п. 9.10 ПДД, который утверждает, что количество полос для езды должно определяться в зависимости от габаритных размеров автомобиля и другого транспорта. И данное условие немного противоречит п. 8.5. Об этом говорит нижняя схема движения.

Как становится понятно из рисунка, водитель зеленой машины совершает маневр с крайней полосы. Но если справа имеется немного места, которого хватит для велосипедиста, он в свою очередь может проезжать перекресток в прямом направлении, что ему разрешают Правила дорожного движения.

Такие же ситуации можно описать и для левых поворотов, либо разворотов. Следует также обращать внимание, что п.8.5 при повороте налево или развороте не заставляет водителя по окончании маневра находиться именно в левом ряду. Разговор идет об этом только перед поворотом. Но при правом повороте и наличии возможности необходимо перестраиваться именно на правую полосу. Об этом утверждает п. 8.6 ПДД.

Читайте также:  Лада гранта эксплуатация обслуживание ремонт книга

Круговое движение

При этом условия пункта 8.5 уже не действуют, но вступают в силу правила кругового движения. Вопрос в том, что движение по кругу является исключительным случаем из пункта 8.5 Правил. Особая проблема на дорогах России состоит в том, что основная часть водителей неверно ездит по круговым перекресткам, и неправильно располагают свои автомобили при совершении маневров.

Поясним подробнее. Официальная трактовка Правил в данном вопросе определяет, что кругом является перекресток с круговым движением. Это означает, что во время движения по нему водитель должен соблюдать условие нахождения на крайней полосе. И при выезде с него необходимо перестроиться на нее.

Такое действие является движением, поэтому выезд с круга будет маневром, а пункт 8.5 устанавливает, чтобы водитель занимал крайнюю полосу при маневре. В Российской Федерации на всех подобных перекрестках движение должно происходить против часовой стрелки.

Объясним детально:

  1. Когда водитель въезжает на круг, то совершает правый поворот, и пункт 8.5 Правил в виде исключения допускает въезд с любой полосы. В этом есть своя логика, так как повернуть налево не получится, ведь это будет встречная полоса.
  2. Если водитель намеревается выехать с кругового движения, то это правый поворот, а пункт 8.5 имеет исключение только в части въезда на круг. В связи с этим при выезде необходимо перестроиться на правый ряд.

Так можно изобразить верное круговое движение, обозначенное разметкой:

Как показано на рисунке выше, все транспортные средства, кроме красной машины, верно совершают маневрирование. Красный автомобиль пытается повернуть направо из второго ряда. Зеленая машина совершает аналогичный маневр, но ей это допускается исключением, которое описано в п. 8.5 ПДД.

Если на круге отсутствует разметка, то для красной машины нарушение не настолько очевидно:

На верхнем рисунке такие же нарушения с той разницей, что нет линий разметки. Но когда круговое движение не похоже на круг, то нарушение будет совсем не очевидным.

Положительным моментом является то, что обычно на подобных перекрестках нанесена необходимая разметка. Негативная сторона заключается в том, что все-таки не все круги оснащают разметкой, а многие водители еще плохо знают ПДД в части кругового движения. Из-за этого часто происходят дорожные аварии. Поэтому в данном случае действует неоспоримое правило движения – «уступи дураку дорогу».

Кроме того, нужно учитывать то, что при заезде на круговое движение водитель должен уступать всем, кто на нем находится. Это оговорено в пункте 13.11 Правил в части 1.

Кроме этого, при проезде круга необходимо дважды включать правый сигнал поворота: один раз при въезде, а другой – при выезде. Левый поворот при проезде кругового движения включать не нужно.

Трамвайные пути

Стоит также учитывать п. 8.5 Правил, которые устанавливают порядок левого поворота и разворота, если имеются пути для трамвая. В них водители также не слишком хорошо разбираются.

Однако, ничего сложного в этом нет:

  1. Если имеется дорожная разметка, или знаки полос, то поворачивать можно только с дороги, но не с трамвайных путей.
  2. Если нет таких знаков или разметки, то можно поворачивать только с путей для трамвая, но нельзя поворачивать из полосы движения.

В данном случае не допускается создание помех трамваю. Но как быть водителю, если он остановился, ожидая разрешающего сигнала светофора, а позади подъезжает трамвай? Это Правила не объясняют.

Какой штраф

В этом случае наказание предусмотрено небольшое, и оно содержится в ст. 12.14 Административного кодекса. Там есть 2 вида наказания, из которых инспектор Госавтоинспекции должен выбрать одно:

  • Предупреждение.
  • 500 рублей штраф.

Если выписан штраф, то его можно оплатить по льготной стоимости и 50% скидкой, при условии, что платеж будет совершаться не позднее 20 суток со дня постановления о нарушении. Других наказаний за данный пункт Правил по закону не предусмотрено.

Практика судов

В судебных заседаниях выносятся разные решения по поводу нарушения порядка кругового движения и поворотов:

  1. Самарский суд отклонил жалобу водителя, которого наказали за левый поворот из средней полосы. Водитель решил, что Правила не запрещают этого.
  2. Вологодский суд также не удовлетворил жалобу автовладельца и оставил без изменения решение прежнего суда о том, что водитель не занял крайнее положение при правом повороте, так как на правой полосе находились другие транспортные средства. Один из автомобилей начал движение, и случилось столкновение.

Правила дорожного движения периодически изменяются, поэтому необходимо следить за их актуальным текстом, чтобы своевременно обновлять свои знания.

Источник: mirmotor.ru

19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

  • на всех механических транспортных средствах – фары дальнего или ближнего света, на велосипедах – фары или фонари, на гужевых повозках – фонари (при их наличии);
  • на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах – габаритные огни.

19.2. Дальний свет должен быть переключен на ближний:

  • в населенных пунктах, если дорога освещена;
  • при встречном разъезде на расстоянии не менее чем за 150 м до транспортного средства, а также и при большем, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
  • в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств.
Читайте также:  Маркировка фар под светодиодные лампы

При ослеплении водитель должен включить аварийную сигнализацию и, не меняя полосу движения, снизить скорость и остановиться.

19.3. При остановке и стоянке в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные огни. В условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

19.4. Противотуманные фары могут использоваться:

  • в условиях недостаточной видимости с ближним или дальним светом фар;
  • в темное время суток на неосвещенных участках дорог совместно с ближним или дальним светом фар;
  • вместо ближнего света фар в соответствии с пунктом 19.5 Правил.

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

19.6. Фарой-прожектором и фарой-искателем разрешается пользоваться только вне населенных пунктов при отсутствии встречных транспортных средств. В населенных пунктах пользоваться такими фарами могут только водители транспортных средств, оборудованных в установленном порядке проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами, при выполнении неотложного служебного задания.

19.7. Задние противотуманные фонари могут применяться только в условиях недостаточной видимости. Запрещается подключать задние противотуманные фонари к стоп-сигналам.

19.8. Опознавательный знак “Автопоезд” должен быть включен при движении автопоезда, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, и на время его остановки или стоянки.

19.10. Звуковые сигналы могут применяться только:

  • для предупреждения других водителей о намерении произвести обгон вне населенных пунктов;
  • в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

19.11. Для предупреждения об обгоне вместо звукового сигнала или совместно с ним может подаваться световой сигнал, представляющий собой кратковременное переключение фар с ближнего на дальний свет.

Источник: pddmaster.ru

Пешеходу на зебре надо уступить дорогу. А если он еще далеко?

Запутанность наших Правил дорожного движения и постоянные обновления приводят к тому, что и трактуют их по-разному. Давайте разберем, например, как пропускать пешеходов правильно.

Для начала вспомним современную трактовку пункта Правил, обязывающего водителя уступать дорогу пешеходам на нерегулируемом переходе. Это пункт 14.1:

Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Раньше (до 14 ноября 2014 года) от водителя требовалось снизить скорость или остановиться перед переходом. Сейчас — именно уступить. Что это значит, изложено в пункте 1.2 ПДД:

Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Так что если пешеход только приближается к переходу или находится на встречной полосе и вы не создаете ему помех для движения, ПДД вы не нарушаете и штрафовать вас не за что. Это обязаны знать сотрудники ГИБДД — и патрульные, и те, что подписывают постановления о штрафах с камер фотовидеофиксации. А если не знают — придется отстаивать правоту в суде.

Кстати, есть за что бороться: штраф за такое нарушение не копеечный, от 1500 до 2500 рублей (по статье 12.18 КоАП РФ). И даже 50-процентная «скидка» при оплате штрафа в течение 20 дней не сильно утешает.

Имейте в виду, что вы точно окажетесь нарушителем, если дело происходит на многополосной дороге и водитель соседней машины решит притормозить или остановиться. Здесь вступает в действие пункт 14.2 ПДД:

Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость.

Не стоит забывать еще и о том, что обязанности есть не только у водителей, но и у пешеходов. Так, пункт 4.5 ПДД гласит:

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Так что если пешеход идет напролом, он сам нарушает Правила. Но и в таком случае, конечно, лучше уступить во избежание ДТП.

Повторю главное: если вам прислали штраф с фотографией, на которой видно, что пешеходы находятся от вас достаточно далеко — скажем, только шагнули на зебру на встречной полосе, такое постановление нужно оспаривать в суде, настаивая на том, что требование уступить дорогу вы выполнили, у пешеходов не было необходимости изменять направление движения, снижать скорость или останавливаться. Следовательно, штраф неправомерен.

Парадокс в том, что к штрафу с камеры прилагается только фото (в лучшем случае, несколько фотографий), но нет видео, которое расставило бы все точки над i. А потому решение суда в случае обжалования постановления предугадать сложно. Какое расстояние допустимо между пешеходом на зебре и проезжающей машиной, не скажет никто.

Я останавливаюсь и пропускаю пешеходов, даже если была возможность проехать и не помешать им. Особенно когда дорогу переходят дети. Во-первых, ребенок может в любой момент побежать, а во-вторых, зачем ему дышать выхлопными газами от только что проехавшей машины.

  • Как работают камеры фиксации нарушений, читайте тут.

Источник: www.zr.ru