Что такое дмвр на машине

Всё, что нужно знать о датчиках массового расхода воздуха

Датчик массового расхода воздуха необходим двигателю, точнее электронному блоку управления двигателем, для правильного расчёта количества впрыскиваемого топлива. Сразу отметим, что ДМРВ давно используются на всех бензиновых двигателях с электронным впрыском, а также на поздних дизелях под экологические нормы Евро-4 и выше. Но выполняемые задачи разные. Дизелям ДМРВ нужен в первую очередь для того, чтобы ЭБУ мог корректно рассчитать объем подачи рециркулирующих отработавших газов.

Бензиновым моторам ДМРВ крайне необходим для соблюдения стехиометрической смеси. Напомним, что для успешного и полного сгорания смеси воздуха и бензина их пропорция по массе должна составлять 14,7 к 1. Т.е. на 14,7 кг должно приходиться 1 кг топлива. При такой пропорции все образуемые двигателем продукты сгорания нейтрализуются катализатором.

Если топливная смесь богатая, то в выхлопных газах будет много как несгоревшего топлива (углеводородов), так и угарного газа (СО, монооксид углерода).

Если топливная смесь бедная, то избыток кислорода, не участвующего в окислении топлива, соединяется с азотом. Напомним, что воздух, которым мы дышим и который попадает в цилиндры, на 78% состоит из азота. В условиях камеры сгорания кислород окисляет азот, образуются оксиды азота, приносящих много вреда экологии.

Сделаем небольшое лирическое отступление и отметим, что блок управления двигателем не во всех режимах придерживается стехиометрической смеси. Например, при разгоне блок управления сознательно немного «богатит» смесь, чтобы обеспечить достаточный объем паров топлива. Добавим, что при разгоне показания с лямбда-зондов также не учитываются. Также во время прогрева для компенсации плохой испаряемости топлива двигатель работает на богатой смеси без учета лямбда-регулирования.

На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть видеообзор про датчики массового расхода топлива.

Выбрать и купить датчик массового расхода воздуха (ДМРВ, MAF-сенсор) для интересующей вас модели автомобиля вы можете в нашем каталоге б/у запчастей.

НЕМНОГО ПРО ДАД

Для измерения расхода воздуха также используются датчики абсолютного давления. Их устанавливают во впускном коллекторе, они работают в паре с датчиком температуры воздуха. На атмосферных моторах по разряжению во впускном коллекторе эти датчики измеряют количество фактически попавшего в цилиндры воздуха. В одиночку, т.е. без ДМРВ, они применяются на простых бензиновых моторах и, кстати, обеспечивают более резвые отклики на газ, т.к. расположены близко ко впускным клапанам.

В паре с ДМРВ датчики абсолютного давления обязательно используются на моторах с турбонаддувом. Они просты и очень надежны, могут пострадать только от саже-масляного налета, но легко чистятся.

Выбрать и купить датчик абсолютного давления (ДАД, MAP-сенсор) для интересующей вас модели автомобиля вы можете в нашем каталоге б/у запчастей.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РАСХОДОМЕРОВ

Итак, для измерения массы поступающего в двигатель воздуха используется ДМРВ. На моторах используется два основных типа «расходомеров». Это датчики с нитью и с плёночным чувствительным элементом. Они работают по приблизительно одинаковой схеме: измеряют объем проходящего воздуха нагреваемым элементом.

В ДМРВ с нитью чувствительным элементом является тонкая проволока (нить) из платины. Она расположена во впускном тракте после воздушного фильтра и до дроссельной заслонки в потоке воздуха. Ток нагревает нить, воздух ее охлаждает. Температура нити – всегда поддерживается на уровне 120°…150° выше температуры проходящего воздуха. Каким же образом нагретая проволока измеряет массу проходящего воздуха?

Все очень просто. Электрическое сопротивление нити зависит от ее температуры, а температуру «сбивает» поток воздуха. Следовательно, поддерживая температуру нити электрическим током, можно делать вывод об объеме проходящего через впускной тракт воздуха. Собственно показания с ДМРВ с нагреваемой нитью представляют собой значения напряжения. Показания напряжения передаются в блок управления в виде выходного напряжения. Далее ЭБУ по заложенным в программу значениям пересчитывает Вольты в объем поступающего в камеры сгорания кислорода.

На смену ДМРВ с нитью пришел пленочный датчик, он же термоанемометрический. Он появился еще в начале 1990-х как более точный измеритель массы воздуха и используются до сих пор. Чувствительный элемент с двумя терморезисторами и нагревательным резистором между ними. Также в нем присутствует датчик температуры воздуха, что дополнительно увеличивает его точность.

Пленочный ДМРВ работает очень просто: поток воздуха проходит вдоль терморезисторов (каждый из которых равномерно нагревается), охлаждает первый терморезистор, а ко второму воздух попадает уже подогретым. В результате фиксируется разница температур терморезисторов, связанная с ней разница в электрическом сопротивлении, которую фиксирует электроника. Таким образом измеряется объем проходящего воздуха. Т.к. у пленочного ДМРВ два чувствительных терморезистора, то они способны измерять как прямой, так и обратный поток воздуха.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ДМРВ ДВУХ ТИПОВ

ДМРВ с нагреваемой нитью простой, неприхотливый, но неточный. Точность измерения массы воздуха не очень высокая, также он не учитывает обратный поток воздуха, из-за чего в некоторых режимах формируется бедная ТВС. Двигатели с таким датчиком не отвечают экологическим нормам Евро-4 и даже Евро-3. Зато с таким датчиком ничего не случается, даже загрязнение ему не страшно.

Для сохранения теплообмена при выключении зажигания на нить подается высокое напряжение, разогревающее нить до 500 градусов на несколько секунд. При этом сгорает вся оседающая на ней пыль и сажа. Если такого самоочищения недостаточно, нить ДМРВ прекрасно очищается спецсредствами.

Пленочные ДМРВ способны измерить обратный поток воздуха, который практически постоянно присутствует при работе двигателя. Обратный поток образуется при отражении воздуха от закрытых впускных клапанов. Обратный поток измеряется просто: при охлаждении чувствительных элементов в обратном направлении, т.е. от двигателя к фильтру. Однако с обратным потоком в сторону ДМРВ летит сажа, масляные пары и другая грязь, производимая двигателем. Бывают случаи попадания на чувствительный элемент соринок и даже насекомых через старый или некачественный воздушный фильтр.

СИМПТОМЫ НЕИСПРАВНОГО ДМРВ

Пленочный ДМРВ с покрытым грязью чувствительным элементом датчик начинает врать. Проблема с загрязнением очень серьезная и чистке он не поддается.

Если датчик врет, то блок управления двигателя выбирает неадекватное количество топлива и выставляет некорректный угол опережения зажигания. В итоге, нарушается работа двигателя. Машина тупит, льет много топлива или вообще не заводится из-за перелива топлива.

Двигатель будет относительно нормально работать с полностью неисправным или отключенным ДМРВ. Если сигнал с расходомера отсутствует, то блок управления двигателя использует расчетную модель массы воздуха, которая используется как раз в случае полной неисправности ДМРВ.

КАК ПРОВЕРИТЬ ДМРВ?

Еще раз упомянем, что ДМРВ с нитью, пока она цела, обычно никаких проблем не вызывают и в крайних случаях прекрасно чистятся бесконтактными чистящими средствами. Исправный ДМРВ при включенном зажигании и неработающем двигателе выдает напряжение в 1 Вольт. Это напряжение можно измерить мультиметром между двумя сигнальными проводами. Как правило, это провода 3 и 5 (на датчиках Bosch) или 3 и 4 на датчиках Denso. Если напряжение выше 1,03 Вольта, то он уже врет, но скорее всего, чистка нити может восстановить точность его показаний.

Таким же образом датчик можно проверить и снятый датчик без автомобиля. Нужно только подать на него 12 Вольт для питания по соответствующим проводам.

Капризные пленочные ДМРВ можно проверить мультиметром. Сам производитель, компания Bosch, рекомендует проверку напряжения покоя при неработающем двигателе и включенном зажигании: напряжение должно составлять 1 Вольт ровно. Разбежка может составлять до 0,02 Вольта. Если напряжение на ДМРВ меньше 0,98 Вольт, то он точно подлежит замене. Если напряжение больше 1,02 Вольта, то ДМРВ скорее всего нужно менять. Дело в том, как показывает практика, ДМРВ с напряжением в до 1,3 Вольта может оказаться исправным, и в то же время с напряжением в правильные 1 Вольт – неисправным.

Эту проверку нужно комбинировать со вторым способом. Второй способ подразумевает измерение пикового напряжения. Но тут есть нюансы. Если двигатель оборудован дроссельной заслонкой с троссовым приводом, то нужно на работающем на холостом ходу двигателе вручную резко открыть дроссель. При этом на исправном ДМРВ напряжение подскочит до 4 Вольт и более. Если напряжение будет меньше 4 Вольт, то ДМРВ точно неисправен. Правда, такой способ не подходит для диагностики турбомоторов, где ускорение потока воздуха происходит с заметной задержкой и может не вырастать до пиковых значений при прогазовках на неподвижном автомобиле.

На моторах с электронным дросселем проверка выполняется таким же образом, но есть два нюанса. Во-первых, открыть дроссель можно только нажатием акселератора. Во-вторых, нужно точно знать пиковое напряжение конкретного исправного ДМРВ при такой проверке. Это значением может быть и ниже 4 Вольт. Т.е. фактическое значение нужно измерять с неким корректным значением, которое вам известно из практики или из рекомендаций производителя автомобиля.

Самые современные пленочные расходомеры (типа HFM6) подают в ЭБУ цифровой частотный сигнал. Оценить работоспособность такого расходомера проверкой напряжения невозможно. Правда, такие датчики хорошо диагностируются встроенными средствами, и появляются ошибки, указывающие на слабый сигнал с расходомера.

Источник: autostrong-m.by

Неисправность датчика расхода воздуха

Смотрите также

Проверка датчиков двигателя

    368 1 190k

Датчик массового расхода воздуха. Устройство, функции и неисправности MAFа

    25 0 29k

ДМРВ (датчик массового расхода воздуха)

    0 4 57k

Расходомер воздуха

    32 0 32k

Что делать если у вашего автомобиля появились симптомы “умершего” ДМРВ? Прежде чем ехать на СТО или в магазин за новым дорогостоящим датчиком – попробуйте его проверить самостоятельно.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ или MAF-sensor), контролирует объем поступающего воздуха во впускную систему ДВС, для создания топливно-воздушной горючей смеси. Это позволяет получить максимальную мощность двигателя, при минимальном расходе топлива. От показаний ДМРВ зависит правильная работа всех остальных взаимосвязанных систем двигателя.

Принцип работы ДМРВ

Большинство датчиков массового расхода воздуха имеют две высокочувствительные нагревательные нити (терморезисторы). Нити изготавливаются из платины или вольфрама, и на них подается электрический ток для нагрева до определенной температуры.

Читайте также:  Пропала компрессия в двух цилиндрах

Одна нить сенсора располагается непосредственно в воздушной магистрали, а вторая защищена специальным экраном от прямого воздушного потока. При работе двигателя, поток воздуха проходящий через датчик, охлаждает открытую нить сильнее. В результате чего между терморезисторами возникает разница температур, и для открытой нити, чтобы восстановить необходимую температуру – требуется большее количество тока.

Учитывая интенсивность охлаждения терморезистора и разницу показаний между нитями – электронный блок управления (ЭБУ) производит расчет количества воздуха поступающего во впускной тракт, и определяет необходимое количество топлива для стабильной работы двигателя. Во многих ДМРВ дополнительно встроен датчик температуры воздуха, поступающего во впускной тракт, который позволяет снимать более точные показания.

В некоторых датчиках ДМРВ вместо высокочувствительных нитей, используется либо керамический нагревательный элемент с напылением, либо полупроводниковая пленка. Но принцип работы датчика при этом остаётся прежним.

Где находится ДМРВ?

Датчик массового расхода воздуха стоит во впускном тракте автомобиля, между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой, и закреплен непосредственно на корпусе воздушного фильтра.

Признаки неисправности датчика расхода воздуха

Если ДМРВ начинает выдавать некорректные данные, то происходит сбой в системе подготовки топливно-воздушной смеси, нарушаются пропорции топлива и воздуха. Отсюда вытекают следующие симптомы неисправности:

  • Нестабильные обороты холостого хода
  • Нарушение плавности хода автомобиля
  • Затрудненный или невозможный запуск двигателя
  • Ощутимое ухудшение динамики автомобиля
  • Увеличение расхода топлива
  • Не гаснет желтая лампа «Check Engine» на панели приборов

Лампочка «проверь двигатель» на панели приборов

Если на панели приборов постоянно горит лампа «Check Engine», то самым простым способ проверки, при наличии диагностического прибора, является считывание кодов ошибок, которые позволят точно определить проблему. Одной из самых частых ошибок ДМРВ является ошибка р0100. Расшифровки диагностических кодов можно найти в технической литературе к конкретному автомобилю.

Ни один из вышеперечисленных симптомов не являются стопроцентной гарантией, что вышел из строя именно ДМРВ. Виновниками могут оказаться и другие системы автомобиля. Но все эти симптомы в совокупности, или каждый по отдельности дают повод проверять расходомер на работоспособность.

Как проверить датчик расхода воздуха (3 способы проверки)

В некоторых случаях, для проверки ДМРВ, его необходимо демонтировать с автомобиля. Порядок демонтажа:

  1. Ослабить хомут,
  2. Снять воздушный патрубок,
  3. Открутить винты крепления датчика к корпусу воздушного фильтра.
  4. Перед тем как отключить электрический разъем, необходимо снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Это нужно сделать, чтобы электронный блок управления двигателем не выдал ошибку, и не загорелась лампа «чэка».

Способ №1. Визуальный контроль

Для этого необходимо снять датчик и внимательно его осмотреть на наличие механических повреждений или посторонних предметов, мусора. Также стоит визуально оценить целостность сенсоров нагревательных нитей или нагревательной плёнки.

Подобные проблемы могут возникнуть из-за негерметичного корпуса воздушного фильтра, или из-за некачественного воздушного фильтра.

При выявлении видимых повреждений – датчик необходимо заменить. А при наличии в нём мусора или загрязнений – ДМРВ можно очистить специальными средствами (спрей на спиртовой основе). Сенсоры ДМРВ очень хрупкие, поэтому будьте осторожны – не стоит их чистить механическим образом. Датчик ремонту не подлежит!

Способ №2. Отключение подачи питания

Самый простой способ проверить датчик массового расхода воздуха — отключить от него питание. При неработающем двигателе, отсоединяем электрический разъем на датчике массового расхода воздуха. Затем запускаем двигатель.

В данной ситуации блок управления двигателем переходит на резервный режим работы и заменяет показания отключенного датчика на запрограммированные заводом изготовителем.

В этом случае работа двигателя должна нормализоваться и обороты холостого хода увеличатся. Для дополнительной проверки, можно проехать на автомобиле с отключенным разъёмом ДМРВ – 100-200 метров. Если все симптомы неисправности датчика массового расхода воздуха пропали, то значит датчик передает некорректные данные – он признается нерабочим и требует замены.

При проверке ДМРВ этим способом, после отключении электрического разъёма от датчика – на панели приборов загорится лампа ошибки двигателя «Check». После завершения проверки или его замены, необходимо будет сбросить ошибку! Для этого можно отключить минусовую клемму АКБ на несколько минут (осторожно собьются абсолютно все настройки). В некоторых моделях автомобилей – сбросить ошибку можно только в сервисном центре, специальным сканером, подключенным к диагностическому разъему автомобиля.

Способ №3. Проверка мультиметром

Чтобы проверить датчик расхода воздуха мультиметром – необходимо знать какие именно параметры измерять и с каких контактов электрического разъема. У каждой марки автомобиля они могут отличаться. Расположение проводов и клемм датчика, можно посмотреть в электрической схеме автомобиля.

Например на датчиках Bosch, которые устанавливаются на автомобили ВАЗ и GAZ, можно проверить напряжение (V) между входящим сигналом и заземлением на разъёме ДМРВ. Для этого необходимо:

  1. Включить зажигание автомобиля, но двигатель не запускать,
  2. Подключить красный (+) щуп мультиметра к жёлтому проводу,
  3. Чёрный (-) щуп – к зелёному проводу разъёма.
  4. Переключатель режимов на мультиметре устанавливаем на измерение минимального постоянного тока.

Напряжение на контактах должно находиться в пределах 1,00-1,04 Вольта. Если показания окажутся выше, то датчик требует замены.

Дополнительно можно снять датчик не отключая электрического разъема и подать струю воздуха на датчик со стороны воздушного фильтра. Напряжение должно возрасти до 1,3 Вольта, в этом случае датчик расхода воздуха считается рабочим.

В зависимости от устройства датчика, еще возможно произвести замер сопротивления на резисторах. Причем результаты замеров при разной температуре воздуха будут разными. Точные данные об оптимальных величинах показаний сопротивления, температуры измерений и расположение контактов на разъёме – как правило указывается либо в специальной технической литературе, либо в инструкции по ремонту автомобиля.

Если ничего не помогло – купить новый датчик расхода воздуха

Все способы проверки показали один результат – “Датчик под замену”. ДМРВ довольно дорогостоящий, и к его покупке стоит подойти осознанно.

На примере того же производителя Bosch для LADA и GAZ (артикул 0280218037) – по результатам поиска на портале GisAuto на 18 сентября 2019 года, в России найдено 568 предложений из разных городов. Стоимость этого датчика варьируется от 2 490 руб. до 6 676 руб. Такой разброс цен может зависеть от разных причин: наличие, срок поставки, стоимость закупки и т.д.

Подобрать ДМРВ для вашего автомобиля на портале GisAuto – вы сможете по номеру детали, по марке и модели вашего автомобиля, а также создать запрос по VIN-номеру авто, и тогда продавцы сами пришлют вам свои предложения. Вам останется только выбрать подходящий по цене и срокам вариант.

Источник: etlib.ru

ДМРВ: что это такое

Современный автомобиль воплощает в себе сгусток инженерной мысли. Каждый агрегат в нем снабжен датчиками, которые считывают информацию и отправляют ее в электронный блок управления. ЭБУ руководит всеми системами авто, обеспечивая тем самым бесперебойную и эффективную его работу.

Датчики контролируют температуру охлаждающей жидкости, давления масла в двигателе, положение дроссельной заслонки, количество подаваемого воздуха в камеры сгорания двигателя и многие другие параметры работающих систем автомобиля. От исправности этих маленьких приборов зависит работоспособность авто.

Среди датчиков, к исправности которых у автомобилистов внимание должно быть пристальным, особое место занимает ДМРВ. Что такое ДМРВ? ДМРВ — это датчик массового расхода воздуха (в английской терминологии Mass Air Flow Sensor или MAF), предназначение которого состоит в определении количества воздуха, поступающего в двигатель. Он применяется на машинах с впрыском топлива и может использовать вместе с датчиками, определяющими температуру воздуха и атмосферное давление.

Для чего нужен ДМРВ

На фото датчик массового расхода воздуха. Она всегда находится на выходе воздушного фильтра

Как уже было сказано, главная задача ДМРВ – проинформировать ЭБУ о том, сколько воздуха в данный момент проходит в камеры сгорания силового агрегата автомобиля. Эта информация важна, поскольку в отличие от карбюраторного двигателя, рабочая смесь в котором создается карбюратором, инжекторный двигатель формирует смесь в цилиндрах. Воздух в инжекторе всасывается в цилиндры разрежением, а бензин впрыскивается форсунками.

Каждый впрыск строго дозированный, и подачу порции топлива регулирует электроника на основании информации, полученной от датчиков. Доза топлива зависит от положения коленвала, скорости, с которой он вращается, от положения дросселя, а также от количества воздуха, заходящего в цилиндры. Датчик ДМВР помогает ЭБУ сбалансировать горючую смесь и обеспечить тем самым оптимальную работу двигателя в данных условиях.

Как устроен датчик массового расхода воздуха

Воздух, как компонент горючей смеси, поступает в цилиндры через воздушный фильтр по патрубку. ДМРВ монтируется в корпусе воздушного фильтра и соединяется с патрубком. Соединения герметичны, подсос воздуха недопустим, благодаря этому датчик может точно определять количество воздуха, которое выходит после очистки фильтром, и передавать информацию на блок электроники.

Внутренне устройство ДМРВ, использовавшегося в Ford Windstar

Датчики массового расхода воздуха, устанавливаемые на автомобили, бывают нескольких типов:

  • Первые датчики (расходомеры воздуха) базировались на принципе изменения сопротивления резистора под воздействием изгибаемой пластины. Пластинка-лопаточка закрепляется в корпусе расходомера и под потоком воздуха изгибается – чем мощнее поток, тем больше изгиб. Меняющееся сопротивление резистора при этом сигнализирует блоку управления автомобиля о количестве поступающего воздуха в двигатель.
  • Самые распространенные сегодня расходомеры базируются на работе термоанемометрических измерителей. В корпусе датчика встроены две тонкие платиновые нити: одна рабочая, а вторая – контрольная. Обе нити нагреваются током и имеют одинаковую температуру. Рабочая нить обдувается потоком воздуха и для поддержания температуры на ней, равной температуре на контрольной нити, автоматика увеличивает проходящий через рабочую нить ток. Разность показателей проходящего через рабочую нить тока определяет количество воздуха, всасываемого двигателем.
  • В расходомерах воздуха нового поколения в качестве измерителей используют кремневые пластинки с напылением платиновым покрытием.

Читайте также: Что такое датчик кислорода или лямбда-зонд , для чего он нужен и какие функции выполняет.

Читайте также:  Удаление сколов и трещин на лобовом стекле

Признаки неисправности ДМРВ

Check engine — может сигнализировать о проблемах с ДМРВ

Корректные данные с ДМРВ обеспечивают двигателю постоянное эффективное смесеобразование, и малейшее отклонение в работе устройства тут же сказывается на мощностных и ходовых качествах мотора. Поломка датчика может привести к невозможности запустить двигатель в работу.

Признаки неисправности ДМРВ на автомобиле могут проявляться в следующих ситуациях:

  • трудно запустить двигатель;
  • загорелся сигнал «Check engine»;
  • увеличился расход бензина;
  • ухудшилась динамика набора скорости;
  • обороты в режиме холостого хода плавают.

Эти же проявления могут говорить и о поломке других устройств на машине, поэтому нужно обратиться на СТО и провести обследование состояния датчика.

Читайте также: Что такое ЭБУ (Электронный блок управления) и как он обрабатывает данные от ДМРВ и других датчиков.

Как проверить ДМРВ

Отключение датчика массового расхода воздуха

Определить неисправность датчика массового расхода воздуха можно попытаться самостоятельно. Есть несколько способов проведения регламентных работ для этой цели.

  • На работающем двигателе отключить колодку с проводами от датчика. ЭБУ будет питать двигатель по показаниям, исходящим от датчика дросселя. Обороты мотора вырастут. Затем нужно осуществить тест-драйв– улучшение работы силового агрегата укажет на неисправность ДМРВ.
  • С помощью вольтметра проверить напряжение между проводами «сигнал датчика» и «масса». При включенном зажигании (двигатель не работает) напряжение на вольтметре должно быть в пределах 0,9-1,4 вольта. Повышенное напряжение свидетельствует о проблемном датчике.
  • Можно попытаться почистить внутренности датчика от грязи, применив для этой цели аэрозоль, с помощью которого промывают карбюратор.

Современные расходомеры – это сложные и неподдающиеся ремонту приборы, поэтому устранять самостоятельно поломку в них не получится. Восстановить корректную работу двигателя при поломке ДМРВ можно только его заменой.

Видео о ДМРВ


Читайте также: Что такое Интеркулер и как он влияет на поступающий воздух.

Как поменять датчик самостоятельно

Установить новый расходомер на место старого можно самостоятельно. Для это нужно:

  • отключить зажигание;
  • отсоединить от датчика колодку с проводами;
  • отсоединить впускной патрубок, идущий от воздушного фильтра, предварительно ослабив отверткой крепежный хомут;
  • ключом на 10 открутить два болта крепления устройства к корпусу фильтра;
  • извлечь датчик;
  • проверить плотность прилегания уплотнительного кольца в посадочном месте расходомера;
  • установить новый прибор и закрепить его на фильтре;
  • надеть патрубок на корпус датчика и затянуть хомут.

На последнем этапе ремонта проверяется работа двигателя в различных режимах.

Источник: avtonov.com

Что такое ДМРВ в машине?

Для корректной работы двигателя внутреннего сгорания необходимо образование топливовоздушной смеси. От правильной пропорции ее компонентов зависит весь процесс сгорания топлива. За поступление воздуха в мотор отвечает датчик, о котором мы расскажем ниже.

Как расшифровывается ДМРВ?

Расшифровка аббревиатуры: датчик массового расхода воздуха. Это важный прибор, находящийся во впускном тракте между впуском силового агрегата и воздушным фильтром.

За что отвечает ДМРВ и для чего он нужен?

Основная задача датчика — информирование электронного блока управления о том, какое количество воздуха перемещается в камеру сгорания мотора. В отличие от карбюраторного мотора, где формирование рабочей смеси происходит в карбюраторе, инжекторный силовой агрегат производит ее в цилиндрах. В инжекторе всасывание воздушной массы происходит путём разряжения, а впрыск бензина — при помощи форсунок.

Впрыск производится определенными дозами. Датчики передают информацию на электронный блок управления, который делит впрыск на порции. Доза горючего зависит от скорости вращения коленчатого вала, его положения и количества воздушной массы, которая перемещается в цилиндры. Прибор ДМРВ помогает электронике уравновесить топливную смесь, обеспечивая нормальную работу двигательной системы.

Устройство датчика массового расхода воздуха

Устройство ДМРВ предполагает наличие таких элементов:

  • корпус;
  • соединение;
  • горячий провод;
  • холодный провод;
  • экран.

Воздушная смесь проникает в цилиндры по патрубку через фильтрующую систему. Датчик Maf монтирован в корпус фильтра и присоединен к патрубку. Все стыковки полностью герметичны, что делает невозможным проход воздуха, поэтому датчик безошибочно определяет объем чистой воздушной массы из фильтра. Информация об этом отправляется на ЭБУ.

Основная деталь датчика — канал для прохода воздуха. Она сделана из пластика, внутри расположен тонкий (70 мкм) провод из платины. Когда двигатель начинает работать, происходит накаливание проводка — он нагревается до 100 градусов.

Конструкция прибора проста. Объём прошедшего сквозь трубку воздуха определяется степенью нагрева платинового провода. Все расчеты производятся в ЭБУ. В конструкцию входят также резисторы — они нужны, чтобы поправлять и стабилизировать величину силы тока. Из-за присутствия в конструкции расходомера платиновой нити его почти невозможно отремонтировать. Этот фактор влияет и на его немаленькую цену — около 2 000 руб.

Как работает ДМРВ?

Когда включается двигатель, платиновый провод нагревается. Он размещен точно в середине выполненного из пластика канала и является плечом резисторного моста. Напряжение тока в цепи все время на одном уровне, поэтому температура неизменна. Водитель нажимает на педаль газа — происходит открытие заслонки дросселя, воздушная масса начинает поступать в топливную систему.

Воздух остужает платиновую нить, ее сопротивление падает. Электроника берет данные изменения на заметку и увеличивает силу тока для нагрева проволоки до определенного значения. Когда температура стабилизируется, вся система приходит в состояние сбалансированности — соотношение температуры провода и его сопротивления благоприятно. Изменения проходящего по проводку тока находятся в диапазоне 500-1200 мкА. Калибровочный резистор пересылает сигнал ЭБУ, который в свою очередь определяет, сколько нужно смеси по топливной карте.

Принцип работы датчика массового расхода воздуха можно рассмотреть на простом примере. Автомобиль выезжает на трассу и увеличивает скорость. Топливо поступает в большем объеме, а от объёма поступающего топлива зависит и необходимый объем воздушной массы. Чем больше топлива, тем больше нужно воздуха.

Фильтр необходим для очистки воздуха от посторонних частиц. При сбросе скорости объём воздуха тоже должен снижаться, иначе двигатель остановится.

Виды ДМРВ

Работа первых расходомеров основывалась на принципе смены сопротивляемости резистора. Находящаяся в корпусе прибора пластина изгибалась под воздушным потоком. Все просто: чем больше воздуха, тем сильнее гнется пластина. Сопротивление резистора меняется, ЭБУ получает информацию об объеме воздушной массы.

В популярных расходомерах используют 2 нити из платины — рабочий провод и контрольный провод. Они нагреваются до одинаковой температуры. Во время работы двигателя происходит обдувание рабочего провода воздухом. Чтобы температура нагрева была идентичной температуре контрольного провода, автоматическая система увеличивает на ней напряжение. Объем воздушной массы определяется разностью тока, проходящего через рабочий провод.

В современных расходомерах применяют также кремневые пластины, на которые платина нанесена способом напыления. Эта пластина и есть измеритель.

Признаки неисправности и последствия поломки расходомера

Судить о неисправности прибора можно по следующим признакам:

  • машину трудно заводить;
  • горит «Check Engine»;
  • топливо расходуется в большем объеме;
  • динамика увеличения скоростного режима ухудшилась;
  • плавающие обороты на холостом ходу.

Расходомеры обеспечивают образование качественной смеси. Если устройство перестанет работать корректно, мотор утратит мощность, ходовые характеристики уменьшатся. Если датчик полностью выйдет из строя, двигатель не заведется.

Нужно периодически проводить диагностику воздушного фильтра. Именно от его состояния зависит качество работы датчика расхода воздуха. Не забывайте и про состояние поршневой системы. Если случится выброс рабочей смеси в дроссель, поломка расходомера неизбежна.

Датчик Холла: принцип работы

Датчик Холла – это главный элемент системы зажигания современных автомобилей. Он определяет положение распределительного вала и момент воспламенения горючей смеси.

Коммон Рейл: принцип работы и особенности

Система Коммон Рейл имеет ряд преимуществ и недостатков. Среди главных плюсов — экономия топлива и экологичность.

Как проверить регулятор холостого хода

РХХ — это небольшой, но очень важный элемент топливно-воздушной системы автомобиля. Датчик обеспечивает стабильную работу двигателя на холостом ходу.

Скачут обороты двигателя на холостом ходу: что делать?

Причины скачков оборотов на холостом ходу на инжекторном и дизельном моторах разные. В статье мы рассмотрим, почему прыгают обороты на двигателях различных типов.

Как устранить вспышки горючей смеси в двигателе

Причины и способы устранения вспышек горючего в двигателе.

Как зависит расход горючего от работы контроллеров систем автомобиля?

Приобретя новую машину и испробовав новые впечатления, владелец рано или поздно начинает обращать внимание на расход горючего, сопоставляя паспортные данные с реальным положением дел. О влиянии на эти цифры давления в шинах или состояния свечей зажигания известно даже начинающему автолюбителю.

Источник: mashinapro.ru

Что такое ДМРВ в автомобиле: назначение, признаки неисправности

Выслушивая от автомехаников результаты диагностики машины, прогнозы ремонта, очень часто ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) упоминается, как возможная причина неисправности. Ремонту практически не подлежит, а замена обходится в кругленькую сумму. Иногда, сделав замену, обнаруживается, что поломка не исчезла и сигнал чек все также бодро информирует нас о проблемах в системе двигателя. Поэтому верная диагностика и правильное понимание работы датчика, сэкономит время и финансы автолюбителю.

ДМРВ — что это такое, функция датчика массового расхода воздуха

Единственной функцией дорогого датчика становится измерение изменений силы потока воздуха, поступающего в ДВС. Ошибочно считать, что датчик регулирует поток воздуха. Основываясь на показателях измерителя, ЭБУ двигателем (бортовой компьютер) регулирует поступление горючего, добиваясь оптимального состава топливо-воздушной смеси.

Так выглядит датчик массового расхода топлива от Приоры

В новейших моделях легковых иномарок измеритель дополняется коррелирующими датчиками температуры, атмосферного давления воздуха. Показания нескольких датчиков помогают управлять углом опережения зажигания, повышая экономичность двигателя.

Механизм работы расходомера, конструкции ДМРВ

Работа распространенных моделей датчиков основана на измерении электрической мощности, необходимой для поддержки стабильной температуры нагреваемого элемента устройства. В устаревших конструкциях (лопаточных расходомерах с трубками Пито) потенциометр измеряет степень изгиба лопатки.

Основные конструкции расходомеров снабжаются термоанемометрическими измерителями с проволочными, пластинчатыми, пленочными элементами. При включении зажигания тугоплавкий элемент расходомера нагревается, посылая ЭБУ исходный сигнал. Открытие дроссельной заслонки вызывает дополнительный приток воздуха, охлаждающий термоанемометр. Датчик измеряет электрическое напряжение, требуемое для дополнительного подогрева элемента. Эта величина становится расчетным показателем для определения впрыска горючего. Высокая цена проволочного измерителя обусловлена присутствием в механизме драгоценных металлов (платины), прецизионной точностью сборки.

Читайте также:  Подключение светодиодной ленты к драйверу

На подобных принципах основана и работа мембранного расходомера. Сигнал к электронному блоку управления фиксирует разницу температур на сторонах мембраны, так как внутренняя сторона охлаждается медленнее.

Конструктивно измеритель расхода воздуха состоит из пластмассового цилиндрического патрубка, внутри которого вмонтирован термоанемометрический измеритель. Забор воздуха производится через решетчатый дефлектор (металлический или пластмассовый), снабженный резиновыми уплотнительными кольцами. Разъем электрической схемы, с проводами подачи питания, сигнала к ЭБУ расположен на наружной стороне прибора. Устройство размещается между воздушным фильтром и двигателем.

Фотосхема устройства ДМРВ

Причины неисправности, признаки поломки

Главными причинами неисправности ДМРВ становятся естественный износ (сгорание) проволоки, мембраны измерителя, загрязнение термоанемометра. Поломка устройства может быть вызвана экстремальными режимами использования автомашины, длительной эксплуатацией, редкими заменами воздушного фильтра. Забитый фильтр пропускает к расходомеру масла, смолы, которые пленкой откладываются на проволоке, мембране, искажая показания.

Признаками неисправности измерителя становятся:

  1. Перепады оборотов двигателя на холостом ходу.
  2. Появление сигнала «чек» на дисплее бортового компьютера.
  3. Провалы мощности мотора при работе акселератором.
  4. Остановки мотора в движении.
  5. Увеличение расхода топлива.

Считать подобные симптомы однозначным указанием на поломку расходомера нельзя, похожие признаки возникают при неисправностях дроссельной заслонки, клапана ЕГР, топливного насоса, модуля зажигания. Окончательный ответ возможен только при диагностике измерителя.

Проверка неисправности своими руками с помощью мультимера

На сбои показаний расходомера ЭБУ отвечает переводом двигателя в аварийный режим. Основываясь на показаниях датчиков положения коленвала, дроссельной заслонки, блок управления подает в мотор перенасыщенную смесь, ухудшая мощностные, экономические показатели.

Самостоятельная проверка датчика

Для самостоятельной проверки электрических сигналов расходомера, не представляющей особой сложности, понадобится мультимер. Первым этапом становится диагностика работоспособности разъемного соединения (фишки). Для этого на снятой фишке плюсовым щупом тестера проверяется красно-черный разъем. Присоединив второй щуп к зачищенному болту мотора, сравниваем показания напряжение в сети. При совпадении показаний с зарядом аккумулятора можно говорить об исправности фишки.

Стандартная распиновка расходомеров производства Bosch, применяемых во многих моделях ВАЗ, использует такие цвета (по расположению от ветрового стекла):

  1. Светло – желтый. Вход сигнала.
  2. Серо-белый. Провод питания датчика.
  3. Зеленый. Заземление расходомера.
  4. Розово-черный или белый. Сигнал к ЭБУ.

Присоединив разъем на штатное место, проверяем показания на неработающем двигателе. Щуп массы при дальнейших испытаниях остается на прежнем месте. Воткнув плюсовой щуп в четвертый провод, получаем показания передающего сигнала к компьютеру. Стандартное напряжение сигнала исправного расходомера колеблется в пределах 1.0 — 1.02 вольта. Показания выше 1.05 вольта свидетельствуют о необходимости замены датчика.

Распиновка дмрв ВАЗ 2110

При холостых оборотах (двигатель нужно прогреть) нормативные показания варьируются от 1.2 до 1.8 вольт. Для проверки эффективности работы ДМРВ проверяем показания несколькими открытиями дроссельной заслонки. Повышение оборотов двигателя должно вызывать увеличение мощности сигнала.

Ремонтопригодность устройства

Условно ремонтопригодными считаются лопаточные датчики, хотя практически автомеханики отказываются их ремонтировать. Реальный ремонт расходомера сводится к замене устройства в сборе. Операции демонтажа, установки прибора несложны, стоимость замены увеличивается необходимостью нескольких видов диагностики, проверкой других узлов, вызывающих идентичное поведение двигателя. Подбор датчика для замены нужно доверять опытному автомеханику, знающему особенности вашей модели автомобиля.

Чтобы купить датчик для замены понадобится потратить 4000 — 9000 рублей (в зависимости от конструкции измерителя, модели автомобиля). Поэтому можно попробовать очистить устройство самому, что практикуют многие автолюбители.

Очистка датчика как альтернатива замене расходомера

Определить необходимость очистки можно только полной разборкой датчика. Для демонтажа расходомера нужно отсоединить шестиконтактную фишку разъемного соединения, хомут гофры воздухозаборника (понадобится фигурная отвертка), два болта, крепящих датчик к корпусу воздушного фильтра. При разборке самого датчика нужно бережно снимать решетку дефлектора, чтобы не повредить уплотнительное кольцо.

Визуальный осмотр может показать присутствие на поверхности анемометра (двух проволоках или пленочной мембране) масляной пленки, грязи, следов нагара. При чистке нежного устройства наибольшую опасность представляют контакты, закрепленные гелеобразным компаундом. Их легко оборвать, поэтому нельзя применять продувку сжатым воздухом, очистку кончиком ножа, заостренной спичкой, зубочисткой, ватными тампонами.

Многочисленные эксперименты показали непригодность для промывки большинства растворителей. Эфиры, кетоны, ацетон сильные растворители («Виннс», «Абро», «Карбоклин») растворяют компаунд, могут повредить пленку мембраны. Осторожно нужно отнестись к рекомендациям применения WD-40, очистителя «Жидкий ключ», содержащих тяжелые жирные кислоты. После смывки нагара эти средства оставляют на анемометре маслянистую пленку.

Лучшим средством промывки остается разведенный водой медицинский спирт, который несколько раз впрыскивается шприцом. Подогрев смеси (60-70 градусов) улучшит результаты очистки. Сушить расходомер можно вентилятором, естественным способом.

Видео: проверяем исправность ДМРВ

При сборке датчика нужно внимательно установить уплотнительное кольцо, проверить уплотнительную юбку. При правильной установке датчика стрелка на корпусе направлена к двигателю. Для некоторых моделей расходомеров важна осевая ориентация датчика. Если его положение не прописано в мануале, нужно при разборке пометить правильное расположение анемометра.

Профилактика ДМРВ

Единственным действенным средством профилактики для расходомера становится своевременная замена воздушных фильтров. Регулярную очистку устройства автомеханики не рекомендуют, она может только повредить чувствительные элементы прибора, выводя его из строя.

Источник: avtomotospec.ru

Что такое ДМРВ

«Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) — что это такое и для чего он нужен?» — вопрос, интересующий многих начинающих автолюбители. Вкратце ответ таков: датчик массового расхода является важным элементом системы управления ДВС с микропроцессорной системой зажигания (ЭБУ). Его задача — измерение количества воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. На основании показаний ДМРВ контроллер двигателя рассчитывает количество топлива, которое должна подать форсунка. Обычное месторасположение расходомера — после фильтра очистки воздуха и перед дроссельной заслонкой.

Для чего нужен ДМРВ

Если попробовать поджечь что-нибудь в камере, где полностью отсутствует кислород, то из этой затеи ничего не выйдет. Для поддержания процесса горения нужен окислитель, в нашем случае О2. В ДВС в качестве окислителя используется атмосферный воздух, в котором и содержится кислород . Мало просто сжечь топливо — необходимо, чтобы оно сгорело без остатка. Правильная пропорция топливно-воздушной смеси – залог максимальной отдачи двигателя. Количество необходимого воздуха и топлива для бензиновых двигателей определено, как 14,7 к 1 (по массе). Топливо-воздушная смесь такого состава называется стехиометрической.

В современных моторах управление дозировкой топлива доверено компьютеру. Чтобы точно определить количество горючего, которое нужно впрыснуть форсунке, ему нужны данные о количестве воздуха, попавшего во впускной коллектор двигателя. ДМРВ и отвечает за получение этих данных.

Принцип действия

Действие датчика основано на измерении электрической мощности, которая необходима для поддержания температуры нагревательного элемента, расположенного в корпусе. Набегающий воздух охлаждает элемент в датчике, а контроллер ДВС стремится поддержать температуру, подавая электрический ток. Чем больше воздуха пропускает через себя датчик, тем большая мощность требуется для поддержания его температуры. Мощность преобразуется в сигнал, который получает контроллер блока управления. На основании полученного сигнала ЭБУ рассчитывает количество топлива, которое форсунка должна подать во впускной тракт. Количество проходящего воздуха зависит от угла, на который открыта дроссельная заслонка.

Конструкция датчика

Датчик массового расхода воздуха состоит из двух частей — корпуса и измерительного элемента. Корпус ДМРВ круглого сечения имеет на концах резиновые уплотнительные кольца. Они нужны для того, чтобы не допустить подсос воздуха в обход воздушного фильтра.

Измерительный элемент может быть двух типов:

  • с проволочным нагревательным элементом
  • с пленочным нагревательным элементом

И в случае с проволокой, и в случае с пленкой материалом служит платина. Это объясняет довольно высокую стоимость ДМРВ.

В измерительном элементе смонтирована электрическая схема, которая формирует и отправляет частотно-импульсный сигнал контроллеру двигателя.

Признаки неисправности

Срок службы расходомера производителем не регламентируется, и зависит от следующих факторов:

  • количество отложений на нагревательном элементе;
  • стабильность подаваемого напряжения.

Неисправности электроцепи ДМРВ фиксируются контроллером и записываются в память ЭБУ в виде кодов ошибок. Их можно считать тестером при диагностике двигателя.

Признаками того, что датчик неисправен, могут служить:

  • неровная работа двигателя в режиме холостого хода;
  • провалы в работе двигателя при изменении положения дроссельной заслонки;
  • повышенный расход топлива;
  • самопроизвольная остановка мотора при переключении передач в движении.

Когда возникает ошибка в работе ДМРВ, блок управления двигателем переходит в режим аварийной работы. В этом случае для вычисления объема воздуха контроллер использует данные датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) и датчика положения коленчатого вала. Точно вычислить объем по показаниям этих датчиков не удается, поэтому расход топлива резко возрастает.

Ремонт или замена

Датчик очень чувствителен к отложениям на нагревательном элементе. Если причиной неверного сигнала послужили именно они, можно попробовать отмыть их. Для очистки термоэлемента используют этиловый спирт. Но промывка в большинстве случаев не дает долговременного эффекта. Через некоторое время его все равно потребуется заменить на новый. Для того, чтобы датчик прослужил долго, необходимо тщательно следить за состоянием фильтра очистки воздуха и вовремя его менять.

Бывает, что в некорректной работе мотора виноват воздух, который подсасывается через уплотнение после расходомера. Тогда для восстановления нормальной работы достаточно восстановить его герметичность.

В большинстве случаев, когда обнаруживается неисправность ДМРВ, поможет только его замена на новый. При этом необходимо приобретать деталь точно такую, какая была установлена ранее. Датчики для разных систем управления двигателем не взаимозаменяемы между собой. Даже внешне неотличимые друг от друга расходомеры одного производителя, предназначенные для работы с разными ЭБУ двигателя выдают разный выходной сигнал. Приобретая новый датчик, необходимо следить, чтобы номер нового датчика совпадал с номером старого.

Источник: autolirika.ru